Спроси фитопатолога: распространенные ошибки в защите колосовых

27.05.2021
Угрозы
5139
Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Неинфекционные симптомы

Анатолий Таракановский — независимый эксперт с 20-летним опытом в защите колосовых — подробно объяснил, какие ошибки допускают аграрии в фунгицидной защите культур, как выглядят неинфекционные симптомы на зерновых, которые невозможно устранить путем обработок, какая тактика применения фунгицидов является правильной, а какая — ошибочной. О самых интересных выводах, экспертных заключениях и рекомендациях — в материале «ГлавАгроном».

О принципах защиты растений

1. ЭПВ

ЭПВ — это плотность популяции или степень развития вредного организма, при которой экономически целесообразно применять защитные мероприятия. Что значит экономически целесообразно? ЭПВ, разработанные в 90-х годах прошлого столетия, не могут быть экономически применимы к пшенице, выращиваемой в 2021 году. По понятным причинам, есть острая необходимость пересмотра этих показателей и значений. На что точно следует ориентироваться — это на биологические пороги, указывающие на необходимость проведения обработок с использованием приемлемых продуктов. Анатолий Таракановский считает, что термин «ЭПВ» сегодня вообще не рекомендуется употреблять. Эксперт сетует, что обновлением этих показателей никто не занимался последние пятнадцать лет, хотя необходимо понимать, что в идеале для каждого года и каждого сезона необходим новый ЭПВ.

2. Эффективность препаратов и их применение

Общепринятый в защите растений порог по эффективности любого приема, продукта и метода составляет минимум 85%. Если мы говорим о продуктах, демонстрирующих процентный показатель ниже 85%, данный продукт/метод является неэффективным, особенно что касается защиты растений.

3. Вредоносность

Потеря урожая (качество или количество) под действием вредного объекта или фактора. Как правило, связывается со степенью развития вредного организма. Как отметил эксперт, очень многие вредные объекты аграрии считают вредоносными, хотя на самом деле вреда от них (т.е. прямых потерь урожая) нет никаких.

Неинфекционные симптомы на колосовых: учимся «предсказывать» по листьям

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Неинфекционные симптомы

Абсолютно неинфекционный физиологический симптом, который может показывать все, что угодно (болезнь, вирус, нехватка азота/фосфора). Данная симптоматика к болезни не имеет никакого отношения. Утверждать, что данный симптом указывает на вирусную составляющую также нет смысла, если не проведен лабораторный анализ. Симптом может указывать на нехватку фосфора, однако уже на этой стадии вносить фосфорсодержащие удобрения не имеет никакого смысла: о питании зерновой культуры необходимо было позаботиться заблаговременно.

Важно понимать, что такая симптоматика должна присутствовать на листовом аппарате всех растений в рамках одного поля.

Если агроном обнаружил изменение условно двух-трех листов, вопросов вообще никаких возникать не должно и спешить проводить обработку или решать вопрос с питанием не стоит.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Реутилизация азота

Подобные симптомы (пожелтение листьев) будут сейчас повсеместно и у всех встречаться на полях. Данная симптоматика не указывает на наличие патогенов и возбудителей заболевания. В данном случае это реутилизация азота. Сделать с этим фактически ничего невозможно.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский

Одна из самых характерных вещей, которая сейчас будет встречаться на многих полях. Полностью исключен септориоз, пиренофороз, ржавчина. Одна из основных причин появления подобного рода пятен — чрезмерно большое количество компонентов, входящих в баковую смесь, которое приводит к ожогам растений. Также среди наиболее распространенных причин может быть физиологическая реакция растений на нехватку элементов питания, реакция на условия внешней среды (т.е. во всех случаях — это чистая физиология).

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Реутилизации элементов питания

Многие считают данную симптоматику начальной стадией заболевания. Никогда ни одна болезнь таких симптомов не даст и к инфекции она  не имеет никакого отношения. Чтобы убедиться в правильности суждения, достаточно взять несколько листьев, положить их во влажную камеру и далее провести микроскопический анализ. Говорить о проведении фунгицидных обработках бессмысленно.

Фунгицидные обработки в данном случае не имеют никакого смысла. Можно говорить о реутилизации элементов питания (в первую очередь азота), недостатке марганца и магния, которые непосредственно отвечают за фотосинтез.

И проблема может возникать не от недостатка этих микро- и макроэлементов, а в связи с их неусваиваемостью растением.
Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Неинфекционная пятнистость

Наглядный пример — вся пшеница в крапинку. Данный симптом не указывает на ржавчину, либо бактериальную/грибную инфекцию. Ни один гриб не может одномоментно вызвать поражение одинаковыми симптомами всех растений на поле. Это исключительно физиологическая особенность, относящаяся конкретно к этому сорту или гибриду. Обрабатывать культуру нет смысла, обработки просто не помогут. Как вариант, проявление симптоматики может полностью пройти самостоятельно, к примеру, в результате понижения температуры, повышения влажности воздуха, пройденных дождей. А те же точечные хлорозы могут быть нивелированы самим растением.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Бактериальные симптомы

Не бывает бактериозов как экономической проблемы на колосовых. Тут важно не просто найти бактериозы, а доказать патогенность. Бактериозы очень трудно самостоятельно прямо в поле определить.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Некроз

Также неинфекционный симптом. Это некрозы, не исчезающие после обработки фунгицидами.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский

Данный симптом к грибным, бактериальным, вирусным поражениям не имеет никакого отношения. Умение отличать инфекционные симптомы от неинфекционных — важная задача для каждого агронома.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский

Листья с характерным фиолетовым оттенком. Обычно такое происходит с растениями после заморозков. Однако многие агрономы считают, что изменение окраски является первым симптомом нехватки фосфора либо указывает на вирусную составляющую. Чтобы исключить либо подтвердить неинфекционную природу изменения окраски листьев, используются простые алгоритмы проверки на патогенность/инфекционность разных вредных организмов. При воздействии заморозков не будет наблюдаться некроза тканей, как только погода — окраска листьев восстановится самостоятельно.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский

Деформация листьев. К примеру, на крайнем левом фото — проявление пониженных температур: разные ткани растут с разной скоростью, на других фото — листья изменили окраску, но этот симптом чисто физиологический, не связанный с воздействием грибов. Причину необходимо искать в недостатке элементов питания, в расположении корневой системы.

Если корневая система будет находиться фактически на поверхности в связи с выбранной технологией обработки почвы, малейшее ее пересыхание, недостаток влаги будут выражаться именно в такой симптоматике.

Тактика применения фунгицидов

  1. В первую (весеннюю) обработку рекомендуются продукты против мучнистой росы или септориоза при наличии данных мониторинга их сильного развития с осени.
  2. Абсолютно нецелесообразно тратить деньги на препараты «против корневых гнилей».
  3. Стробилуринсодержащие и карбоксамидсодержащие продукты применяют только с профилактической целью в Т1 или в Т2 в зависимости от цели.
  4. Триазолы применяют только в лечебных целях при достижении ЭПВ.
  5. Контроль фузариоза колоса возможен только при профилактическом применении в фазу «выброс пыльников»: не раньше и не позже.
  6. Самый дорогой продукт необходимо применять в Т1, самый дешевый — в Т2, самый специфический — в Т3: однако, как показывают наблюдения, хозяйства выполняют все наоборот. Хотя урожайность закладывается в начале выхода в трубку, а качество зерна — не ранее молочно-восковой спелости.
  7. Фунгицида, который можно применять в любую фазу, не существует и еще не разработано.

Тактика применения фунгицидов может быть абсолютно разной и полностью будет зависеть от сезона. К примеру, в сезоне-2021 Анатолий Таракановский рекомендует применить две фунгицидные обработки: одну — в конце кущения, вторую — в начале колошения-цветения. Многие планируют проведение фунгицидных обработок еще по осени, однако необходимо понимать, что осенью невозможно спрогнозировать, какая погода будет зимой, весной, оценить количество осадков в период вегетации культуры.

В защите растений заранее планировать количество фунгицидных обработок невозможно.

Основные ошибки применения фунгицидов

  1. Применяете фунгицид при повышении ЭПВ или в надежде «вылечить» уже неизлечимые симптомы (корневые гнили, фузариоз и септориоз колоса, прикорневые гнили и др.).
  2. Применяете фунгицид против неинфекционных симптомов.
  3. Применяете фунгицид при температуре ниже 18 °С и выше 26 °С.
  4. Надеетесь, что норма расхода рабочей жидкости в фазы флага-колошения может быть менее 100 л/га и убеждаете, что это эффективно.
  5. Ранней весной стандартно работаете «против корневых гнилей».
  6. Верите в «фунгицидную» активность нехимических продуктов.
  7. Снижаете нормы расхода фунгицидов в баковых смесях, рассчитывая добиться так называемого «синтетического эффекта» и т.д.
  8. Не знаете реальных ЭПВ болезней — прогнозировать обработки и тратить деньги в этом случае вообще нет смысла.

Что агроном может делать неправильно?

  1. Применение триазолов при отсутствующей симптоматике болезней либо по неинфекционным симптомам повлечет потери на уровне затрат на обработку.
  2. Применение гербицидов на основе рострегуляторов позже начала выхода в трубку приведет к потере до 10% урожая.
  3. Применение фунгицида против болезней колоса  потери на уровне затрат на обработку.
  4. Отсутствие обработки против ржавчины — минимальные потери урожая составят 10%.
  5. Применение ретарданта после двух узлов над поверхностью почвы повлечет потери на уровне затрат на обработку.
Справка:
Анатолий Таракановский является независимым экспертом с 20-летним опытом в защите колосовых. Обследовал более 30 тыс. га колосовых. Выдал рекомендации для аграриев на 7,3 млн га пшеницы, от Калининграда до Новосибирска. Владеет современными методами защиты пшеницы из Германии, Швейцарии, Франции, Великобритании. Может диагностировать в поле пшеницы 51 вредный объект и около 100 базовых симптомов без инструментальных исследований.

Узнавайте первыми актуальные агрономические новости России и мира на наших страницах

Больше о сорняках, болезнях и вредителях

Всё о сорняках, болезнях и вредителях
VK_DMCA