Спроси фитопатолога! — диалоги с Анатолием Таракановским

16.03.2020
Опыт
4639
Анатолий Таракановский, ученый-фитопатолог. Источник фото: Анатолий Таракановский

Фитопатология — это наука о болезнях растений, вызванных патогенами (инфекционные болезни) и экологическими факторами (физиологические факторы). В России это узкоспециальное направление неожиданно приобретает неформальный и активный характер среди молодых агрономов и специалистов в сфере защиты растений. В социальных сетях формируются целые сообщества, где аграрии по мере возможностей поддерживают друг друга. И сегодня это особенно актуально в свете новых современных технологий, которые уверенно сменяют старые традиции. Но, вместе с тем, у старой агрогвардии появляется много вопросов о внедрении тех самых новых методик и тенденций. Время не стоит на месте, редакция «ГлавАгроном» старается освещать все последние веяния в этой сфере и поэтому мы никак не могли пройти мимо интересного проекта ученого-фитопатолога Анатолия Таракановского «Спроси фитопатолога»! Анатолий сразу подхватил наше настроение и мы пообщались на одной волне! С этого интервью мы стартуем обновляемый блог по теме фитопатологии вместе с Анатолием. И как мы говорим в этом случае? Правильно! Оставайтесь на нашей АгроВолне!

ГлавАгроном. Здравствуйте, Анатолий! Расскажите, пожалуйста, о себе нашим читателям.

Анатолий Таракановский. Здравствуйте! Я закончил факультет защиты растений Кубанского ГАУ в 2001 году с красным дипломом по специальности учёный агроном по защите растений, кандидат биологических наук. До поступления в университет, честно скажу, я даже и не собирался работать в области сельского хозяйства. В сферу по защите растений в какой-то степени попал случайно, как и очень многие мои знакомые в этой области. После первого семестра на химическом факультете Кубанского ГАУ я решил поискать что-то более для себя подходящее, и название факультета «защита растений» было связано (как мне тогда казалось) с чем-то вроде Гринпис, защиты китов, чего-то очень гуманного и экологически правильного (сейчас я понимаю, что мои познания в этой области в 17 лет были как у Греты Тунберг 😄)...

Потом оказалось (не сразу), что это защита одних в пользу уничтожения других. Тогда и появилась ясность в понимании целей и задач, специфики профессии и постоянной необходимости искать непростой компромисс между природой и действиями человека. Это трудно: однозначных ответов в каждом следующем сезоне практически не бывает.

Затем была аспирантура на кафедре фитопатологии Кубанского ГАУ, защита диссертации по биологическим особенностям и вредоносности гибеллиноза, офиоболёза и войновициоза озимой пшеницы, преподавание на той же кафедре и руководство лабораторий НИР. Потом 11 лет работы в различных ролях в компании «Сингента» (от технического эксперта по колосовым в Краснодаре до портфельного менеджера по колосовым в странах СНГ). Сейчас я занимаюсь развитием экспертизы в области защиты растений в компании «ИнтТерра». Это новый подход к диагностике, агроконсалтингу и оценке состояния посевов, за которым, я уверен, есть будущее.

ГлавАгроном. Как родилась идея создания проекта «Спроси фитопатолога»? Какие проблемы чаще всего Вам приходится освещать?

Анатолий Таракановский. Не помню уже как 😄, но 10 февраля 2017 года эта идея была реализована. Нам уже три года! Я не ожидал такого вовлечения. Думал, соберётся человек 50, которым эта тема будет интересна... На момент написания этих строк нас 3418, конечно, большая часть просто читают материалы, но с каждым днем всё больше и больше активных участников. За последние 30 дней, например, отмечено 10,4 тыс. публикаций, комментариев и реакций на публикации.

Главным стимулом создания группы для меня было «разгрузить» вотсап. В него сыпались постоянно фото и видео с симптомами, на которые люди хотели получить ответ. Это сработало! В вотсапе уже практически не осталось фитопатологии 😄.

Затем я осознал, что всем интересен опыт соседа и интернациональное общение: сейчас в ТОП-5 стран в группе «СПРОСИ ФИТОПАТОЛОГА» входят участники из Украины, России, Казахстана, Беларуси и Молдовы. Украинцев больше! И спасибо самым ТОП-5 активным участникам за последний месяц: Дмитрий Евсиков (Минск), Станислав Борисов (Москва), Олександр Слободянюк (Киев), Руслан Рзаев (Азов) и Виктор Филатов (Харьков).

Чаще всего уже размещаю материалы не я, и отвечаю не я (не успеваю). Здесь собралась профессиональная группа специалистов в своей области (от цветов до древесных культур), что даёт мне повод довериться экспертам и повод всё же считать уровень диагностов в растениеводстве в наших странах на высоком уровне. Группа живёт своей жизнью, и это приятно. Часто просто модерирую посты, так как очень много желающих рекламировать «святую воду» и использовать группу как рекламную площадку, что не было и не есть её целью.

Самый распространенный вопрос в группе — это фото поражения (повреждения) растений и вопрос «Что это?». И это вызывает массу реакций участников, и мне нравится это желание помочь, проверить себя, узнать что-то новое, ведь самый глупый вопрос — это тот, который не был задан.

ГлавАгроном. Состояние озимых культур после аномально теплой зимы 2019-2020 гг. — сегодня одна из самых актуальных тем для агрономов. Как Вы оцениваете фитосанитарную ситуацию в основных сельскохозяйственных регионах страны по этой проблеме?

Анатолий Таракановский. Зимы не было, по большому счёту. И это настораживает: закалки озимых не было, и ближайшие заморозки, даже очень незначительные, способны реально повредить точку роста и снизить коэффициент кущения. Но тут прогнозы — дело неблагодарное, так что посмотрим, как всё будет, хотя моё мнение — вносить азот надо было позже. Заморозки около 15 марта изменят подходы к подкормкам.

Современная стратегия борьбы с полевыми грызунами

То, что точно можно констатировать — перезимовали все вредные объекты. А это предполагает расширение ареала прикорневых гнилей, раннее проявление септориоза и ржавчин, а мыши — это бич этого сезона. Их популяции сейчас максимальны везде, и единственным природным способом их контроля являются бактериальные инфекции, естественно снижающие их численность в годы с максимальным размножением и хорошей перезимовкой. Многие из таких инфекций могут угрожать человеку, а это уже реальнее любого коронавируса для среднестатистического жителя сельской местности.

glavagronom.ru
Фото:glavagronom.ru
Повреждение озимой пшеницы мышевидными грызунами

ГлавАгроном. При теплой и малоснежной зиме отмечена ли гибель озимых культур от притертых ледяных корок, выпревания или вымерзания? Повышен ли риск их перерастания? Как Вы считаете, как условия перезимовки повлияют на урожай озимых культур?

Анатолий Таракановский. Нет существенной проблемы гибели озимых этой зимой.

С перерастанием проблемы есть и большие: с повышением температуры может резко стартануть скорость перехода из фазы в фазу. При позднем ВВВВ — вытягивание стебля в условиях неразвитой корневой системы и недостатке влаги — это более серьёзная причина потерь урожая в этом сезоне, чем листовые болезни и корневые гнили. В этом сезоне, считаю, применение ретардантов на посевах с общим стеблестоем более 500 стеблей на метр сейчас просто необходимо для сохранения уже сформированного стеблестоя.

Условия перезимовки говорят об одном: если сезон был не как прошлый, не делай также, как ты делал в прошлом году, даже если тогда получилось. Сейчас другое время, и нужно принимать другие решения. 

ГлавАгроном. Насколько растения озимых культур накопили сахара и как сегодня идет их расход при положительных температурах?

Анатолий Таракановский. Сейчас идёт расходование сахаров. Не думаю, что какие-то поля что-то накопили: тёплая зима не способствует накоплению сахаров, чтобы их потом можно было использовать продуктивно для старта весной. Поэтому любые подкормки посевов в этом сезоне рано весной будут эффективны, но только если не перед заморозками.

ГлавАгроном. Отмечена ли разница в перезимовке растений озимых культур в зависимости от протравителя семян?

Нет, в этом сезоне пока на заметно особой разницы: не было серьёзных факторов, ограничивающих развитие растений зимой, но в то же время и патогены могли перезимовать успешно, поэтому, думаю, выводы пока делать рано. Посмотрим на развитие прикорневых гнилей (как последствия бессимптомных корневых) через 2-4 недели, а также на сохранение продуктивного стеблестоя — главный показатель эффективности протравителя, и тогда можно будет сделать выводы.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Озимая пшеница после перезимовки

ГлавАгроном. Какие рекомендации Вы могли бы дать по весенней подкормке озимых?

Анатолий Таракановский. Не спешите кормить в этом сезоне — единственный совет!

ГлавАгроном. На сколько обострилась фитопатологическая и энтомологическая ситуация в посевах озимых зерновых культур? Как Вы считаете, изменение климата может ли привести к развитию новых возбудителей болезней и видов вредителей зерновых культур в России?

Анатолий Таракановский. Не сказал бы, что обострилась: для профессионалов — уверенно и плавно ситуация меняется. В сторону ухудшения. С каждым сезоном, и это замечают все: нет новых патогенов и вредителей, но есть расширение ареала существующих. И это важнее инвазии новых вредных объектов. После этой так называемой «розовой зимы» выжили все. И они все ещё покажут своё значение в агроценозах.

20 лет назад гибеллиноз был на Ставрополье, 10 лет назад — уже серьезно на Кубани, сейчас — уже в Ростовской и Одесской областях. Это же показатель? Скорость географического роста занимаемых площадей новых патогенов только нарастает с каждым годом. Через два-три года он будет в Центральной России, уверен. Мы еще увидим при своей жизни появление новых (для региона) вредных объектов.

Эффективность химпрепаратов от гибеллиноза составляет не более 30%

ГлавАгроном. Каким образом проводится мониторинг болезней зерновых культур? Какие возбудители болезней сегодня доминируют в посевах озимых зерновых культур?

Анатолий Таракановский. С оценкой мониторинга — мне трудно сказать, как сейчас это делается в реальности. С моим опытом две-три точки на поле — и я знаю состояние поля. По старым методикам, чуть ли не проход по диагонали поля в 10 точках по 10 растений должны быть приняты в учёт.

Честно говоря, для выбора точек для мониторинга пора уже применять более современные методы, такие как СкайСкаут, где видно сразу самые худшие и самые лучшие точки поля, которые нужно мониторить.

Самая больная тема в защите растений — это неверный диагноз. Методически неверный выбор точек мониторинга, ошибки в диагнозе, намеренное искажение диагноза для того, чтобы продать свой препарат на это поле прямо сейчас. На сегодняшний день — это самая большая головная боль ответственного агронома, который вынужден перепроверять подобные «диагнозы» у нескольких специалистов ради объективности суждения.

Из неверного (а чаще — намеренно ложного) диагноза продажи препарата увеличиваются, но не увеличивается рентабельность приёма. А оно вам надо?

Особенно в распространённом случае, когда диагноз ставит тот, кто и продаёт вам лекарство: не видите здесь отсутствия здравого смысла?😄

Доминирующие возбудители болезней сейчас — всё те же, что и каждый сезон (септориоз, мучнистая роса, ризоктониоз, гибеллиноз, жёлтая ржавчина), ничего нового не появилось. 

В Оренбуржье заражение семян сельхозкультур превысило уровень 2019 г.

Развиваться они будут так же, как всегда. Посмотрим, как мы будем на них реагировать в этом сезоне.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Септориоз зерновых культур

ГлавАгроном. Какие основные факторы влияют на поражаемость культур болезнями: влияние погодных условий, фитосанитарное состояние посевов, агроклиматические зоны возделывания, технологии их выращивания, изменение видового состава грибных инфекций?

Анатолий Таракановский. Это очень сложный вопрос. Если бы я на него ответил односложно или однозначно, ответ можно было бы принять за защиту докторской диссертации по защите растений.

ГлавАгроном. Уже появляются тревожные сообщения о развитии на озимых культурах первых признаков основных заболеваний. Что бы Вы смогли посоветовать аграриям для того, чтобы защитить растения в этот период? Какие рекомендации Вы можете предложить: фаза развития растений в период опрыскивания, ассортимент фунгицидов, распространение и развитие болезней?

Анатолий Таракановский. Одно могу сказать сейчас, что на восприимчивых сортах (например, Гром и септориоз) необходимо планировать применение фунгицида с гербицидной обработкой, на устойчивых — не ранее выхода в трубку с мониторингом посевов.

В случае появления симптомов ржавчин — работать незамедлительно, они быстрее вас.

glavagronom.ru
Фото:glavagronom.ru
Ржавчина на озимой ржи

Анатолий Таракановский. Заметьте, сортам с высоким коэффициентом кущения (более 2,8) необходима обработка ретардантами в период прощупывания первого узла над поверхностью почвы, иначе полегание или сброс кущения обеспечены, и не потому, что влаги много (влаги нет), а потому как корни неразвиты в этом сезоне...

ГлавАгроном. Насколько оправдано применение биопрепаратов для защиты растений?

Анатолий Таракановский. Я обеими руками за применение биопрепаратов в защите растений! И я первый буду защищать их как лучшее решение для экологичности производства.

Но есть одно «но»: не хочу говорить про всех, но это звучит в последнее время как панацея от всего на свете. Это чушь: биопрепараты в открытом грунте не достигают эффективности химических продуктов против патогенов, и это факт, который оспаривать бесполезно. Биопрепаратами, при этом называют всё подряд, включая гуматы, аминокислоты, микроэлементы и реальные (!) стимуляторы роста, а то и какие-то бактерии, которые там что-то «типа» могут. Давайте разберёмся, что такое биопрепараты. На втором этапе поймём, на что они нацелены («повышаем развитие корневой системы» — это просто лозунг), а потом определимся, что они умеют реально. Я помню, как многие «умники» рассказывали, что их биопрепарат стоит в 10 раз дешевле, но также эффективен против листовых болезней, как и Альто Супер. Но это же невозможно и никто никогда этого документально не подтвердил! Поэтому здесь много допущений и позёрства, и каждый такой продукт для меня — это каша из топора. Уровень образования агрономов часто страдает — они верят таким лозунгам.

Где я без сомнения вижу чистые биопрепараты — это применение их для разложения растительных остатков. Триходерма — классика в этом случае! Здесь я обеими руками «за» и готов помочь в продвижении. Это супер вещь в контроле корневых гнилей! Но тоже есть твёрдые условия для эффективного применения. А если вы рекламируете какие-то «консорциумы бактерий» против всего на свете — нет, спасибо. В этом случае «наукоёмкость» предложения обратно пропорциональна осведомлённости покупателя.

Да, и моё любимое обращение к читателям — не рекламируйте биопрепараты непосредственно против корневых гнилей, когда вы их «нашли в поле». Они не работают. Не дискредитируйте себя). Это моя тема, я её отслеживаю, и вы всегда можете со мной конструктивно поспорить, если вы уже где-то вылечили своим продуктом хотя бы пару-тройку полей.

ГлавАгроном. Ваш прогноз в целом по развитию болезней в посевах зерновых и зернобобовых культур, которые сохранят свое хозяйственное значение в 2020 г.?

Анатолий Таракановский. Очень трудно сказать. Сезон, как никогда непредсказуем.

Думаю, что не болезни в этом сезоне, а физиологическое состояние растений (нехватка влаги и возвратные холода) будут иметь гораздо большее значение для урожайности, чем вредные объекты…

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Фотография носит иллюстративный характер

ГлавАгроном.С приходом календарной весны становятся актуальны проблемы влияния различных вредных объектов на состояние будущего урожая культур. Крым готовится отразить нашествие коричнево-мраморного клопа, в Ростовской области на озимых обнаружили сразу несколько видов вредителей, да и Россельхозцентр дает настораживающий прогноз на развитие некоторых карантинных фитофагов. Каково ваше мнение об энтомологической ситуации на посевах зерновых в этом году?

Анатолий Таракановский. Да, здесь вы правы абсолютно!

Эта тема открыта: перезимовка вредителей близится к 100%, поэтому это реально проблема, которую стоит ждать, готовиться к ней, но пока нельзя предсказать, как всё может быть в реальности. Но уверен абсолютно, что этот сезон — больше про вредителей, чем про болезни. И мышей не забывайте.

ГлавАгроном. Какие меры Вы бы порекомендовали в борьбе с самыми распространенными многолетними двудольными сорняками в посевах зерновых?

Анатолий Таракановский. Здесь всё просто: подождать их появления и применить гербицид. У меня новее этого ничего нет.

ГлавАгроном. Что Вы думаете о развитии нанотехнологий в сфере защиты растений?

Анатолий Таракановский. Нет нанотехнологий в защите растений — даже в мире нет. Не потому, что не могут, а потому, что это не нужно потребителю: он не требует таких вещей для решения своих проблем, запроса нет от рынка. А если кто-то их заявляет в своих продуктах — так это тоже не больше чем маркетинг. Не обращайте внимания на такие лозунги, а то так и до Чубайса доберёмся...

ГлавАгроном. По вашему мнению, что тормозит развитие защиты растений как науки?

Анатолий Таракановский. Как в любой науке — косные академики, которым пора на пенсию уже лет как двадцать; министерство образования, которое считает, что 12 часов фитопатологии за 5 лет обучения достаточно для агронома широкого профиля, и вузы, которые молчат и пишут программы и ответы на вопрос: «Какие компетенции получит студент», вместо того, чтобы его учить... да и я их не виню, учитывая их зарплату — государству прикладная наука не нужна: это главный вывод.

ГлавАгроном. Какие проблемы на сегодняшний день для Вас в приоритете?

Анатолий Таракановский. У меня нет проблем. Есть задачи в приоритете: найти единомышленников, с которыми можно создать единую платформу для профессионального общения. И вторая — найти тех, кому можно передать свои знания. А это самая главная задача.

Анатолий Таракановский, ученый-фитопатолог. Источник фото: Анатолий Таракановский

ГлавАгроном. Спасибо за беседу!

Узнавайте первыми актуальные агрономические новости России и мира на наших страницах

Больше о полезном опыте агрономов

Всё о полезном опыте агрономов
VK_DMCA