Бактериоз и неинфекционные болезни: фобии и реальность — Анатолий Таракановский

03.04.2020
Угрозы
3643
Фотография носит иллюстративный характер. Источник фото: Анатолий Таракановский

Редакция «ГлавАгроном» продолжает публикации бесед с автором международного проекта «Спроси фитопатолога», кандидатом биологических наук Анатолием Таракановским. Темой нашего сегодняшнего интервью стали симптомы бактериальных и неинфекционных болезней зерновых культур. Предлагаем и нашим читателям порассуждать вместе на тему актуальности бактериозов, их диагностики и экономического значения.

ГлавАгроном. Анатолий, здравствуйте. Известно, что зерновые культуры поражает большое количество бактериальных болезней: черный бактериоз, базальный бактериоз, бактериальный ожог, желтый слизистый бактериоз, белая пятнистость, бактериальная мозаика, бактериальная пятнистость, бактериальная гниль, пятнистый бактериоз, стеблевой меланоз, бактериальная гниль влагалищ листа, розовый бактериоз: какие из перечисленных бактериозов доминируют и наиболее распространены на территории РФ: от Центрального округа до Дальневосточного. Какова интенсивность развития болезни?

Анатолий Таракановский. Добрый день!

Знаете, в чём проблема с бактериозами колосовых?

В том, что проблемы нет.

Вы сейчас перечислили список бактериозов, 99% из которых существуют чисто теоретически😄: возможно, они очень вредоносны и уничтожают посевы со страшной силой, их стоит бояться и уметь диагностировать. Даже если просто прочитать вслух весь список — так кажется, что пшеницу выращивать уже невозможно без каких-то спецмероприятий против бактериозов колосовых... Но — половину из этих названий я никогда не слышал, и (уж тем более) — никогда не видел. Это не значит, что их не существует. Это всего-навсего значит, что экономического значения они не имеют, так как я не про большую науку здесь, а про то, что реально встречается в полях, и против чего необходимо реально применять спецсредства и методы.

Спроси фитопатолога!

Чаще всего какие-то «непонятные» пятна на листьях и корнях торжественно объявляют бактериозами, а методика их выявления мне знакома не понаслышке: помню, как-то спросил у одного из «основоположников бактериальной эпифитотиологии» — покажите мне симптомы бактериоза? В ответ получил — принеси мне любое растение с поля, и я покажу на нём бактериоз... Это и тогда вызвало у меня ступор, а позже — только иронию ко всем, кто готов на каждом поле видеть бактериозы и предлагать «соответствующие» препараты для контроля. Контроля того, что не имеет экономической значимости как класс.

«Экспресс-методика» выявления бактериозов тоже в этом случае также до безобразия проста: кладём растения в пластиковом пакете на солнце. Что с ними произойдёт через три-четыре дня? Правильно: они сгниют. Это и будут доказательства наличия бактериозов в исследуемом материале! 😄Вас устраивает такой метод диагностики?

Меня нет.

Я лично видел базальный бактериоз и гниль влагалищ листьев. По паре раз. За 20 лет полевого мониторинга. От Калининграда до Оренбурга. Итого — пара-тройка случаев бактериозов со встречаемостью «единично». Всё остальное — только называют бактериозами, просто не имея достаточно знаний в диагностике.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Базальный бактериоз

ГлавАгроном. Бактерии способны поражать широкий круг растений-хозяев, какие зерновые культуры (из группы озимых и яровых) наиболее подвержены заражению?

Анатолий Таракановский. Нет такой культуроспецифичности: большее значение имеют погодные условия и иммунитет культуры, чем вид растения.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Бактериоз влагалища листа

ГлавАгроном. Что является главным источником сохранения бактериальной инфекции?

Анатолий Таракановский. Бактерии есть везде и всегда. И будут, несмотря на все героические псевдоусилия «контролировать ценозы». Почва, семена, растительные остатки — основные резерваторы бактерий. При этом поражённые семена, как правило, не всхожи, поэтому при наличии по результатам фитоэкспертизы пораженных бактериозом семян смысла применять препараты для контроля бактериозов нет. Да и распространение бактериозов на семенах не превышает 3-5%.

ГлавАгроном. Каким методом проводится фитоэкспертиза семян?

Анатолий Таракановский. Как правило, это либо метод влажной камеры (чашки Петри) или метод рулонов для факультативных паразитов (такими методами диагностируются возбудители корневых гнилей, плесневения семян, бактериозы, которые прорастают на семенах в условиях благоприятной влажности и температуры и оценка происходит визуально) и метод центрифугирования смывной жидкости с поверхности семян с последующим микроскопированием осадка: таким методом выявляют, например, наличие спор твёрдой головни. Есть ещё метод выявления мицелия пыльной головни внутри семян, но он не особо распространён.

Использование чашек Петри гораздо чётче показывает наличие и количество бактериальной инфекции, в отличие от метода рулонов.

ГлавАгроном. Как в полевых условиях можно идентифицировать бактериозы: по цвету, наличию экссудата и т.д.? Какие органы растений поражаются бактериозом и в какой период вегетации наиболее яркие симптомы болезни? Подробно опишите основные симптомы заболеваний.

Анатолий Таракановский. Наиболее часто поражаются основания колосковых чешуй (базальный бактериоз) и влагалища флагового листа. Они имеют характерные признаки поражения, которые трудно описать словами: проще один раз увидеть, чем сто раз услышать. Основной признак поражения фитопатогенными бактериями — выделение капель экссудата мутно-гнойного цвета во влажных условиях и их высыхание при понижении влажности воздуха, отчего образуется «корочка» из высохшего экссудата. При этом симптомы легко спутать: на колосе — с симптомами фузариоза колоса, на обёртках листьев — с повреждением листовертками, но в этих случаях — никакого экссудата.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Бактериальный экссудат

Корневая система бактериозами не поражается: любое позитивное поражение вызовет гибель на моменте всходов, так что увидеть «бактериальную корневую гниль» на пшенице у вас не получится, если вы только не сгноите эти растения в пакете... Нарочно.

Очень часто бактерии просто «доедают» уже полумёртвое растение, гибнущее от совсем других причин, поэтому фраза «Не тот убийца, кого вы увидели возле трупа» абсолютно применима к бактериозам.

ГлавАгроном. Какие метеоусловия года способствует развитию заболеваний?

Анатолий Таракановский. Все бактериозы развиваются при температуре выше +25°С, поэтому все «бактериальные симптомы» сейчас можно отмести напрочь как ошибку диагностики. Температуры около +25...30°С и очень высокая влажность воздуха — оптимальные условия для развития бактериозов. При более низких температурах и влажности воздуха менее 60% стоит обращать внимание не на эфемерные бактериозы, а на вполне реальные грибные заболевания и уровень питания и влагообеспеченности растений.

И, кстати: если в ваше зоне нет и не было фузариоза колоса — у вас нет и условий для бактериозов.

Состояние озимых в Краснодарском крае

ГлавАгроном. В естественных условиях наибольшая пораженность колосовых наблюдается при использовании интенсивной системы земледелия или в системе органического земледелия?

Анатолий Таракановский. Если говорить о бактериозах — нет такой зависимости: в случае бактерий, которые существуют везде, всегда и в любых системах земледелия, важными факторами для успешного патогенеза остаются условия окружающей среды и восприимчивость хозяина.

ГлавАгроном. Каковы потери урожая зерна при поражении бактериозом?

Анатолий Таракановский. Никогда не видел реальных потерь от бактериозов: это только потеря всхожести семян при среднем поражении в 3...5%. Это и есть все мыслимые потери от бактериозов. Когда кто-то говорит о немыслимых 40...50% потерь в какие-то годы и в каких-то хозяйствах — он вам просто пытается впарить какой-то свой «волшебный продукт от бактериозов». Это не маркетинг даже: маркетинг — это профессиональное искусство позиционирования продукта, решающего проблему потребителя, а здесь — попытка тупо придумать проблему под явно негодный продукт...

ГлавАгроном. В чем заключается защита зерновых от бактериозов, какие из защитных мероприятий наиболее эффективны на сегодняшний день? Влияют ли агротехнические и селекционные мероприятия на подавление инфекции? Перечислите физиологические и экологические основы защиты посевов зерновых от бактериозов.

Анатолий Таракановский. Нет такой проблемы на колосовых на территории бывшего СНГ. Даже фото реальных бактериозов достать трудно — присылают фото фузариоза колоса, неинфекционных симптомов, трахеомикозов фузариозного происхождения, даже повреждения заморозками называют бактериозами! 😄

Поэтому и защита не нужна: нет проблемы.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Бактериоз листьев

ГлавАгроном. Найти правильную стратегию в применении фунгицидов — задача, которая всегда остается актуальной для аграриев, связанная с заболеваниями зерновых. Предложите Ваши рекомендации, Анатолий.

Анатолий Таракановский. При борьбе с болезнью:

  1. Определите вид заболевания. Это поможет в выборе наиболее эффективного фунгицида. Это также важно, потому что некоторые заболевания не поддаются контролю с помощью фунгицида, а также вы можете ошибиться с диагнозом.
  2. Для высокой эффективности не столько важен сам продукт, как время обработки.
  3. Наименее дорогой продукт может оказаться не самым экономичным выбором.
  4. Убедитесь, что содержание д.в. будет эффективно для целевого заболевания. Более низкая цена может означать неэффективное содержание активных ингредиентов.
  5. Для повышения потенциала урожайности, защите от болезней и укреплении здоровья растений — лучшие фазы для применения фунгицидов:
  • Т0 — Кущение: только при наличии листовых болезней;
  • Т1 — Выход в трубку: при наличии болезней или профилактика;
  • Т2 — Флаг-лист: при наличии болезней;
  • Т3 — Колошение-цветение: профилактика болезней колоса.

Выбор фазы обработки, количества обработок и типа продукта должны основываться на фитосанитарной ситуации и прогнозе, планируемой урожайности, обеспеченности макро- и микроэлементами, характеристиках сорта и уровне влагообеспеченности.

Но сначала — правильно поставьте диагноз!

ГлавАгроном. Следует отметить, что встречаются симптомы, похожие на вирусные и бактериальные поражения, но вызванные другими причинами: резким изменением температурного режима, например, похолоданием весной; недостатком или избытком влаги, нарушением минерального питания, обработкой посевов пестицидами. Так, одной из отличительных реакций пшеницы на неустойчивую погоду в период вегетации является изменение окраски флагового листа на желтую или антоциановую. Расскажите нам, Анатолий, подробно о так называемых неинфекционных болезнях зерновых культур.

Анатолий Таракановский. Неинфекционные болезни, действительно, похожи на недостаток микроэлементов или на поражение вирусами. С бактериозами их спутать невозможно, но и дать однозначный ответ по дальнейшей постановке диагноза тоже невозможно.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Неинфекционные симптомы

Изменение окраски может быть вызвано множеством причин, и большую часть вы перечислили. Нельзя дать единого для всех ответа: на каждом поле принимать решение необходимо индивидуально.

Думаю, в первичной диагностике может помочь приложенная таблица.

Источник фото: Анатолий Таракановский

ГлавАгроном. Есть ли разница в поражении посевов бактериальными и неинфекционными болезнями: определенная очаговость, приуроченность к обочинам полей или разбросано по посеву при редком травостое, или болезнь занимает большие площади?

Анатолий Таракановский. Неинфекционные симптомы, как правило, проявляются одномоментно на большей части поля или на всех растениях, если лимитирующий фактор действует на поле: в этом их отличие от вирусов, которые переносятся насекомыми, и плавно «захватывают» поля. Вирозы в посевах развиваются только после активного расселения по полю переносчиков (тли, цикадки), поэтому при температуре ниже +15°С подобные симптомы можно с 90% уверенностью не считать вирозами — это, скорее, к вопросам питания. Бактериозы в полях встречаются только единично: массового поражения не бывает. Если кто-то утверждает обратное — пусть разместят симптомы массового развития так называемых «бактериозов» в группе «Спроси фитопатолога». Подтвердится — извинюсь.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Неинфекционные симптомы

ГлавАгроном. Можно ли делать выводы о заражении посевов зерновых культур бактериальными и неинфекционными болезнями без специальных исследований, исходя только из симптоматики?

Анатолий Таракановский. По отношению к бактериозам — можно. Их симптомы в поле легко отличимы от микозов и неинфекционных причин.

По отношению к неинфекционным причинам — трудно. На поле можно в этом случае поставить следующий диагноз методом исключения: это не грибное и не бактериальное заболевание. Это физиология, нехватка элементов питания или развитие вирусов. А вот внутри этих трёх допущений необходим лабораторный анализ (ПЦР в случае вирусов и тканевая диагностика в случае нехватки элементов питания). Также во внимание должны браться масса факторов: распространение таких симптомов по полю, ярусность поражения, характер распространения симптомов по полю, температура и осадки, наличие подобных симптомов на полях рядом и на полях с таким же сортом в хозяйстве, применённые препараты на поле, предшественник и его схема защиты, и многое другое. В общем — наличие симптома на одном листе не значит абсолютно ничего, хотя многие делают из такой истории целый диагноз для всего поля, а то и полей.

Анатолий Таракановский
Фото:Анатолий Таракановский
Неинфекционные симптомы

Однозначно поставить диагноз относительно неинфекционных симптомов возможно лишь в случае лабораторной диагностики. Но это будет уже постфактум-диагноз, когда помочь уже невозможно: нехватку микроэлементов необходимо предупреждать заранее, а при контроле вирусов — бороться с переносчиками, а не с симптомами.

ГлавАгроном. Спасибо за беседу!

Беседовала Татьяна Корнеева, специальный корреспондент «ГлавАгроном». 

Узнавайте первыми актуальные агрономические новости России и мира на наших страницах

Больше о сорняках, болезнях и вредителях

Всё о сорняках, болезнях и вредителях
VK_DMCA