Анатолий Таракановский – независимый эксперт в области фитопатологии с более чем 20-летним стажем работы и Никита Токмаков – владелец фермерского хозяйства, основатель курса «АгроУниверситет» в сегодняшних непростых реалиях ведения агробизнеса регулярно поднимают тему сокращения затрат в производстве нишевых сельскохозяйственных культур. Постоянный рост цен на СЗР, минеральные удобрения и семена, безусловно, накладывают отпечаток на себестоимость продукции и зачастую именно этот показатель лежит в основе ведения любого бизнеса. Остаться на плаву и продолжать ведение бизнеса – сегодня основная задача любого сельхозтоваропроизводителя даже в условиях постоянного роста производственных затрат. Эксперты, каждый из которых является профессионалом в своей отрасли, подготовили «гид» по оптимизации затрат, связанных с выращиванием и защитой сельскохозяйственных культур. О самых интересных и где-то неожиданных выводах специалистов – в материале «ГлавАгроном».
Никита Токмаков задался вполне логичным вопросом: «Какой урожай мы должны получить в 2022 г., чтобы быть в «плюсе»?». По затратам специалист рассмотрел два типа хозяйства: «Крепкое» – земля в собственности, отсутствуют кредитные обязательства и «Развивающееся» – земельный банк находится в аренде, сельскохозяйственная техника взята в кредит. Специалист составил детальную статистику на основе проведенного анализа данных реальных хозяйств, расчет проводился уже по актуальным ценам весны 2022 г.
Для примера была взята усредненная цена реализации руб./т с НДС с места:
Какой урожай в идеале мы должны получить в 2022 г., чтобы быть в «плюсе»?
В затратах необходимо учитывать все, в частности:
Уровень безубыточного урожая крепкого хозяйства должен быть следующим:
Все, что «на круг» ниже – прямой убыток.
Никита Токмаков также сделал средние расчеты по уровню безубыточного урожая развивающегося хозяйства:
Все, что «на круг» ниже – прямой убыток.
Где можно не тратить деньги и время зря?
Для этого нужно знать:
И уметь:
Как отметил Анатолий Таракановский, знать фазы развития любой культуры и точно их определять необходимо обязательно! Именно эти знания помогут спасти от ненужных затрат, которые точно не принесут прибыли.
Ориентироваться на обработки по календарю нет смысла, особенно в этом сезоне. В ином случае – «деньги на ветер».
И надо знать, какими свойствами обладают продукты, которые применяются в поле.
Что игнорируют хозяйства – так это контроль на поле, отмечает Таракановский. Только за счет контроля, по мнению эксперта, можно понять, где «ужасно, а где все прекрасно».
Никита Токмаков и Анатолий Таракановский составили свою стратегическую таблицу, в которой прописали основные концепции обработок
Фунгицид в кущение – фунгицид во флаг-лист при достижении ПВ
Эксперт не видит смысла применять фунгицид в стадию кущения культуры. По мнению специалиста, к примеру, против корневых гнилей это абсолютно бесполезный прием. Если вносить с расчетом на борьбу с листовыми болезнями, то именно в кущение их, как правило, еще нет. Говорить о какой-то мега защите также не стоит – в ближайшие время ее не будет. Тоже самое касается прикорневых гнилей, половина из которых фунгицидами не контролируется.
Аминокислоты после стресса – аминокислоты до наступления стресса
Это принципиальный момент – растение находится в стрессе, поэтому его обрабатывать вообще ничем нельзя. Хороший агроном увидит этот стресс заранее, просто проанализировав прогноз погоды. И, следовательно, проведет эту обработку заранее. Применение аминокислот эффективно именно в момент стресса, а не постфактум.
«В защите растений главное – предотвращать стресс, а не лечить его последствия», считает эксперт.
Фунгицид в колошение – фунгицид профилактически против фузариоза
«Мы работаем не по фазе развития культуры и не потому, что соседи уже сделали обработку. Мы работаем по наличию либо отсутствию вредного объекта и его порогу. Это главный показатель: чем, когда и зачем работать».
Первоочередно необходимо смотреть именно на сам вредный объект. На фазы развития пшеницы следует смотреть только перед применением гербицидов. Очень многие вредные объекты «привязаны» к фазе, к примеру, тот же выход клопа черепашки, белая гниль на подсолнечнике.
«Фитогормоны – очень сложная вещь, в которую вообще не стоит лезть. Любые гормоны – это вмешательство в гормональный статус растений. Это всегда палка о двух концах», считает Таракановский.
По словам эксперта, любое растение самостоятельно синтезирует гормоны и вмешиваться в этот процесс не следует.
Основная задача для агрария – отслеживать пятна, жуков, сорняки.
«Все остальное – это настолько узкая, специфическая вещь. Поэтому, я считаю, что растение справится само без нашего супервмешательства», отмечает эксперт.
Проникаемость увеличить ничем не возможно, кроме обычных ПАВов. А ПАВ – это фактически мыло, «которое стоит 100 рублей за 5 литров».
ПАВы помогают распределяться препарату по листу и высыхать чуть позже, если его применение проходит в сухих жарких условиях. Однако ни одно поверхностно-активное вещество не увеличивает эффективность средства защиты растений.
Использование ПАВ – не причина снижения норм расходов препаратов. Ошибочное заблуждение в сегменте защиты растений, считает эксперт, как для снижения нормы расхода препарата, так и для снижения нормы расхода рабочей жидкости в целом.
По мнению специалиста, достаточно выходить для осмотра в поле хотя бы один раз в неделю и любую проблему можно своевременно обнаружить.
«Даже ржавчина – не самая страшная вещь. Увидите – планируете обработку», считает Таракановский.
Любые фитосанитарные ситуации, в частности, предупреждение инфекций на всходах, должно решаться агротехнически и обработкой семян. По озимым культурам, если речь об озимой пшенице, решение должно приниматься в августе, по яровым – в зимнее время.
Рассчитывать на то, что обработка семян может повлиять на качество зерна – нелогично. Никакие протравители не влияют на массу тысячи зерен и урожайность, считает эксперт.
Что касается вредителей, то в их отношении требуется постоянный фитомониторинг, особенно, если речь идет о многоядных вредителях сельскохозяйственных культур.
«Убирайте не продукты, убирайте обработку и ищите ей новое место с максимальной отдачей. Продавцы зарабывают именно на том, что говорят «Надо убрать продукт Х и заменить его продуктом У». Убирать надо не продукт, а обработку. Если вы привыкли работать по какой-то фазе, теперь не смотрите на фазу, а смотрите на вредный объект. Обработка по флаг листу фунгицидом вам ничего абсолютно не даст, если у вас в этот момент нет никаких вредных объектов», считает фитопатолог.
Специалист привел в качестве примера лугового мотылька, увидеть который визуально можно на поле в стадии гусеницы 3-4 возраста. Но при этом проводить обработки против вредителя в эту стадию уже бессмысленно. Для раннего обнаружения вредителей следует применять феромонные ловушки.
Тоже самое касается листовых болезней – аграрии начинают работать, когда уже на поле отмечается вспышка.
Основная задача специалиста, который ставит диагнозы в поле – уметь отличать инфекционные признаки от неинфекционных.
«А дальше уже разбираться в том, какое это заболевание, какой это вредитель».
Самый большой минус – это то, что люди не знают правду про вредоносность. Не учили, либо им не рассказывали, отмечает специалист.
Самое важное – смотреть на фазу развития пшеницы.
На примере септориоза:
Почему важно знать эту информацию и почему цифры по мере изменения фазы развития пшеницы снижаются?
Потому что 40% септориоза в фазу налива зерна – это 3% потерь урожая. Чем раньше начинается развитие заболевания – тем выше его вредоносность. Именно поэтому важно применять хорошие фунгициды и мониторить поля в тот момент, когда закладывается урожай – это конец кущения – начало выхода в трубку, начало развертывания флаг листа. Вот тогда надо применять фунгицид.
На более поздних фазах – вредоносность всего низкая.
«Что получается? Вредоносность заболеваний и вредителей, в т.ч. любых негативных факторов (в т.ч. сорняков) заключается тогда, когда урожай закладывается, а не тогда, когда он уже реализован», считает Таракановский.
По словам специалиста, достаточно посмотреть на практику применения СЗР и ведения растениеводства в целом:
Практически все фунгициды на рынке – это лечение, а никакая профилактика. Причем профилактика и лечение относятся не столько к самим действующим веществам, сколько к вредным объектам.
Фузариоз колоса, белая гниль на подсолнечнике, сое – это только профилактика. И уже от этого будет полностью зависеть выбор препарата.
«А не от того, что вы возьмете двухкомпонентный препарат и про него будут рассказывать, что он обладает некими профилактическими свойствами. Да, его можно применять, но профилактика составит только 7 дней. Ваша задача – применить правильно продукт», считает фитопатолог.
«Инсектициды фактически лучше всего применять в профилактических целях. Лучший вариант – применение инсектицидов в стадии яйцекладки и отрождения личинок первого возраста. По поводу профилактических свойств действующих фунгицидов – 99% таковыми не обладают. Есть буквально очень высокоспециализированные, от того и дорогие продукты на основе определенных д.в., которые обладают профилактическим эффектом», считает специалист.
Пошаговый план снижения затрат без снижения урожайности
Фунгициды:
Инсектициды: