На прошлой неделе протестное движение фермеров захлестнуло немецкие города, вылившись в крупнейшие столкновения с властями за всю историю Германии. Формально их причиной стала попытка отмены субсидий для фермеров на дизельное топливо, хотя понятно, что мотивов для возмущения у аграриев гораздо больше. И один из раздражающих факторов – запрет целого ряда действующих веществ пестицидов для защиты сельхозкультуры.
Немецкие эксперты в области агропроизводства, уставшие от зеленой политики ЕС, откровенно высказались о том, как политические решения влияют на практику ведения сельского хозяйства в Германии. Они считают, что никогда еще дискуссии на тему защиты растений не были настолько острыми в Германии.
Очевидно, что сельхозпроизводители Европы стали игрушкой в руках «зеленых» политиков, которые, будучи далекими от агропроизводства, губят годами устоявшийся агробизнес, невзирая на опыт веками занимавшихся сельских хозяйством людей.
Мы собрали высказывания аграрных экспертов по этой теме, чтобы прояснить обстановку по перспективам для немецких фермеров. Насколько они ощущают давление «зеленой повестки» и какие есть альтернативы химическим СЗР и пути выхода из сложившегося кризиса?
В то время как политики преуменьшают значение отмены ряда д.в. как «ощутимой потери», возникла растущая угроза пробелов в защите культур. Это отмечает эксперт агробизнеса и председатель технического комитета IVA Гюнтер Петерс.
В состав промышленной ассоциации сельского хозяйства Германии IVA входят более 50 компаний-членов, занимающихся защитой, питанием, селекцией растений и представляющих интересы сельхозпроизводителей страны. Эксперт отметил, что ситуация на рынке ХСЗР Германии сложная.
В дебатах об отмене действующих веществ политики часто ссылаются на то, что, по данным BVL (Агентство правительства Германии, подчиняющегося Федеральному министерству продовольствия и сельского хозяйства), количество действующих веществ, разрешенных для защиты сельхозкультур, за последние годы практически не сократилось. В чем заключается ошибка такого подхода?
Эксперт пишет, что наблюдает запрет на ряд действующих веществ пестицидов, по крайней мере, с начала 2000-х годов. В среднем 16 д.в. теряется в год из-за все более строгих правил лицензирования в ЕС. Это, кстати, относится и к биологическим препаратам.
На какой культуре или против какого вредного объекта активные ингредиенты сильно ограничены? Очевидно, что не хватает действующих веществ для защиты широко распространенных полевых культур, а не только нишевых и специальных. Так, например, для защиты картофеля, рапса и фруктов практически не осталось доступных инсектицидов.
Что касается выращивания семенного картофеля, последствия становятся все более заметными. В 2024 году для получения урожая нужны семена, устойчивых к вирусам сортов. В настоящее время разрешены только два пиретроида и один флоникамид против тли как переносчика вируса в дополнение к парафиновому маслу.
Органическое выращивание картофеля также зависит от посадочного материала, получаемого традиционным способом. Он не должен содержать вирусы и ризоктонию. Из-за очистки зараженных вирусом участков в ЕС не хватает около 20% посадочного материала картофеля на предстоящий сезон 2024 года.
Поскольку поля не обрабатываются эффективными пестицидами, вредные объекты не исчезают, а становится чрезвычайной ситуацией для фермеров. Все чаще им приходится принимать экстренные меры. По информации BVL, количество обращений в экстренные службы увеличилось с 71 в 2020 году до 81 в октябре 2023 года. Количество заявок на экстренную регистрацию обработок тоже возросло с 65 в 2017 году до 135 в октябре того же года.
Но в январе 2023 года Европейский суд постановил, что временные экстренные разрешения на использование химических пестицидов перестанут действовать для запрещенных д.в. Так что в будущем таких разрешений на использование в чрезвычайных ситуациях будет меньше.
Пестициды на основе РНК включают механизмы РНК-интерференции, естественной системы, которую клетки используют для регуляции активности генов. Это предполагает целенаправленное распыление двухцепочечной РНК на растения, зараженные вредителями. Их иммунная система получает сигнал тревоги. Из-за высокой селективности, а также хороших экологических свойств и нетоксичности для человека, они могут быть альтернативой химической защите растений. Но основная угроза их применения – система лицензирования ЕС, которая отстает от исследований на много лет.
В итоге все биологические альтернативы в защите растений должны пройти те же процедуры утверждения, что были разработаны для химических СЗР. Чего не хватает, так это гибкости и подходов, учитывающих новизну и эффективность новых ингредиентов для пестицидов.
Таким образом производители подали заявки на регистрацию препаратов РНКи и других биопестицидов, однако европейская система лицензирования отстает от потребностей рынка. В итоге компании смогут вывести на рынок препараты на основе РНК только после того, как будут определены соответствующие лицензионные требования. Поэтому восполнить потери запрещенных в Европе действующих веществ химических пестицидов вряд ли получится до начала 2030-х годов.
Свое мнение высказал по поводу запрета глифосата в Германии и эксперт аграрного производства Матиас Брокер. Он пишет, что Агентство ЕС по безопасности пищевых продуктов EFSA оценило д.в. глифосат, так как вполне безопасное. После этого Комиссия ЕС одобрила его применение в Европе еще на десять лет. Это вполне логично и соответствует четким и ясным научным обоснованиям. Так почему же дальнейшее поведение политиков противоречит логике?
Матиас Брокер считает, что дискуссии о защите растений никогда не были более жаркими, чем в настоящее время. Политики хотят значительно снизить применение пестицидов. Но должен быть баланс между умеренным сокращением СЗР и необходимостью сельхозпроизводства. Совершенно непоследовательным он считает поведение федерального министра сельского хозяйства Джема Оздемира.
В попытке вырвать из «зеленой» хватки политиков свой кусок хлеба, фермеры Германии пытаются отстоять свои права в суде. 4 декабря 2023 г. Административный суд Аахена подтвердил незаконность общего запрета на использование средств защиты растений, содержащих глифосат в Германии с 1 января 2024 г. Срочное обращение в суд подали фермеры из Рейнланда Дион и Даниэль Фейтер, несмотря на судебные издержки и возможные риски.
Палата суда продлила срок действия разрешения на активное вещество глифосат в соответствии с Постановлением ЕС № 2023/2660 от 28.11.2023. Решение вступило в силу с 16.12.2023 г. После публикации постановления Палата связалась с Федеральным министерством продовольствия и сельского хозяйства (BMEL).
После изучения обстоятельств дела BMEL ввело в действие «Положение о предварительном регулировании применения определенных средств защиты растений». С 31 декабря 2023 года оно приостанавливает полный запрет на использование глифосата на 6 месяцев до 30 июня 2024 года. Однако действующие ограничения и запреты на использование вещества никто так и не отменил.
Запреты на использование глифосата в стране существуют уже много лет, они распространяются на:
Перед применением глифосатсодержащих гербицидов на пахотных землях в Германии необходимо убедиться, что нельзя применить альтернативные профилактические меры: выбор севооборота, изменение даты посева или механические агромероприятия. Обработка разрешена только в случае, если другие средства задействовать нельзя и она должна быть тщательно задокументирована.
Глифосат разрешен для уничтожения стерни многолетних сорняков, в том числе на участках, засеянных методом прямого посева, включая удаление мульчирующих и покровных культур на пахотных землях, отнесенных к определённому классу эрозионной опасности.
Допускается предпосевная обработка глифосатом для устранения многолетних сорняков (не распространяется на участки с прямым или мульчирующим посевом), удаления мульчирующих и покровных культур на пахотных землях, отнесенных к определенному классу эрозионной опасности.
С помощью Регламента ЕС по устойчивому использованию средств защиты растений (SUR) Комиссия ЕС стремилась сократить использование химических средств защиты растений на 50% к 2030 году. Но среди государств-членов ЕС принято весьма двусмысленное толкование документа. Каждая страна трактует его по-своему. По словам федерального министра сельского хозяйства Германии Джема Оздемира, SUR напоминает «груду осколков».
Переговоры по регулированию процессов защиты растений в ЕС продолжатся. Теперь бразды правления в руки возьмет правительства Бельгии, которое с 1 января 2024 года перенимает председательство в Совете ЕС от Испании.
Если государства-члены согласятся на общую позицию по SUR, Европейский парламент сможет проголосовать за общую точку зрения. Эксперты считают, что это удастся сделать еще до выборов в ЕС в июне 2024 года.
Подводя итоги вышесказанного, аграрии напоминают политикам, что переход на биологические альтернативы в области защиты растений может быть успешным только в случае, если они быстро выйдут на рынок Германии.
К сожалению, в настоящее время это невозможно ни для биологических средств защиты растений, ни для новых типов пестицидов на основе РНК. Следовательно, необходим реализм в политических дебатах и среди лиц, принимающих решения, чтобы предотвратить надвигающийся пробел в области защиты растений. Будем надеяться, что политики прислушаются к этому разумному мнению специалистов отрасли АПК.