Новые данные по биологическим инвазиям чужеродных видов в Республике Башкортостан (часть 2)

18.10.2019
Угрозы
1543
Фото: krimchel.ru
Амброзия полыннолистная

Л.М. Абрамова,  д. б. н., заведующая лабораторией,  Ботанический сад-институт Уфимского научного центра РАН, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (УФИЦ РАН)

Продолжение. Первую часть статьи читайте здесь.

Современное состояние очагов инвазий агрессивных неофитов в Республике Башкортостан

В Республике Башкортостан встречаются 3 вида амброзий: полыннолистная, многолетняя, трехраздельная. Все они являются опасными карантинными сорняками, обладающими аллергенной активностью пыльцы. 

Амброзия полыннолистная (фото 1) — сильнейший засоритель полевых и огородных культур юга Европейской России — в условиях республики находится на северном пределе ареала и не успевает образовать семена. В последние годы данный вид все чаще обнаруживается на газонах г. Уфы и других южных городов региона, куда заносится, вероятнее всего, с семенами газонных трав. Возможна скорая адаптация данного вида в городских экосистемах РБ в связи с современным потеплением климата, когда увеличившийся вегетационный период позволит этому виду завершать жизненный цикл. 

Два других вида амброзий — трехраздельная и многолетняя (фото 2, 3) – достаточно широко расселились, преимущественно в южных степных районах Предуралья. 

Ареал их до конца не стабилизировался и медленно расширяется в северном направлении. Особое опасение вызывает активная натурализация амброзий в пойменных местообитаниях вокруг рек степной зоны РБ, где они занимают уже большие площади. Весенние паводки переносят семена амброзий вниз по течению рек, способствуя возникновению новых очагов инвазии видов. Остановить этот процесс практически невозможно, поскольку в водоохранной зоне вдоль рек невозможно применение ни техники, ни химических средств защиты. В южных районах Предуралья республики уже отмечается рост аллергических заболеваний, связанных с амброзиями. 

Читать по теме: Карантинные зоны по амброзии полыннолистной и горчаку ползучему упразднены в Новомосковске

Аллергенный инвазивный вид, циклахена дурнишниколистная (фото 4), вообще не контролируется карантинной инспекцией, поскольку по непонятным причинам был исключен из списка карантинных растений. 

Циклахена дурнишниколистная

Результат этих ошибочных действий очевиден —  всего за 15 лет после проникновения на территорию республики циклахена дурнишниколистная продвинулась с юга на север более чем на 300 км и заняла очень большие площади, как в Предуралье, так и на юге Зауралья. В последнее время отмечена натурализация вида в поймах рек, что создает аналогичные амброзиям проблемы с его контролем. 

Распространение циклахены в большой мере связано со строительством разнообразных сооружений — она нередко обнаруживается в местах новостроек в населенных пунктах. Появилась циклахена и в Уфе — она обнаружена на газонах и на склоне к р. Белой в районе памятника Салавату Юлаеву, куда, по-видимому, была занесена при реконструкции этой ландшафтной экспозиции во время строительства Конгресс-холла и отсыпки земли под газоны. 

Второй субстрат, который охотно занимает циклахена — это окрестности заброшенных ферм в сельской местности. Богатые нитратами почвы, которые она использует с более высокой эффективностью, чем другие виды сорных растений, позволяют ей захватить доминирующие позиции в фитоценозах, а чрезвычайно высокая семенная продуктивность (до 30 тыс. семян на 1 растение и до 20 млрд семян на 1 га) — поддерживать это доминирование на протяжении многих лет. 

Циклахена более засухоустойчива, чем многие другие сорняки, поэтому наблюдается быстрое и агрессивное расселение этого вида в засушливом Зауралье. К примеру, в Хайбуллинском районе РБ всего за 10 лет этот вид превратился в основного засорителя территорий населенных пунктов, и его можно встретить почти в каждом селе. Она более конкурентоспособна, чем амброзии, и вытесняет последние из сообществ.

 Еще один вид, значительно расширивший ареал буквально в последние годы —  это череда олиственная (фото 5), появившаяся в регионе в самом конце ХХ в. 

Череда олиственная

Пожалуй, это второй по скорости распространения инвазивный вид в РБ. Последние мониторинговые исследования по этому виду показали, что за 15 лет он занял все среднее и нижнее течение р. Белой. Встречается в поймах многих других рек Предуралья, а также вокруг водохранилищ, куда, по-видимому, заносится во время их строительства с песком, гравием и другими материалами. Он не приносит такого вреда, как описанные выше виды, но его агрессивный захват местообитаний может привести к нежелательным изменениям сообществ и вытеснению аборигенных видов череды, с которыми он может образовывать не менее агрессивные гибриды [10]. 

Усилился захват местообитаний ячменем гривастым (фото 6).

Ячмень гривастый

Наиболее пострадали от него территории Природного парка «Аслы-Куль», где он образовал обширные заросли на засоленных почвах западного берега озера и в расположенных на его берегах деревнях. Расширяются площади, занятые видом в нарушенных степях Зауралья, преимущественно в Баймакском районе РБ. Широкая экологическая амплитуда вида позволяет ему произрастать также в горно-лесной зоне (г. Белорецк, р. Инзер), на севере Предуралья (г. Нефтекамск, с. Карманово) и Зауралья (г. Учалы).

Благодаря неприхотливости к условиям местообитания ячмень гривастый может распространяться вдоль железных дорог, щебнистый субстрат которых крайне неблагоприятен для роста и развития растений. Внедрение этого засорителя лугов и пастбищ ведет к исчезновению солончаковых и других местных видов растений, многие из которых являются редкими. 

Нельзя не отметить и такой агрессивный древесный вид, как клен ясенелистный, называемый в народе американским (фото 6). 

Клен ясенелистный

Сейчас сложно представить себе любой населенный пункт республики, исключая отдаленные горные села, где на улицах и пустырях его не встретишь. Этот вид вышел за их пределы и начал активно натурализоваться в поймах рек, занимая исконные места ив и тополей. Вредоносность данного вида усиливается тем, что под его пологом, кроме самого клена, почти никакие другие виды произрастать не в состоянии. Виной тому корневые выделения специальных химических соединений (аллелопатия), угнетающие семена и проростки «чужих» видов. 

Клен ясенелистный когда-то был введен в широкую культуру как быстрорастущее и неприхотливое дерево, теперь с ним приходится бороться.  На железных дорогах и по обочинам автомобильных дорог он образует густые и трудноискоренимые заросли. На расчистку железнодорожных путей от поросли клена ежегодно тратятся большие средства, но результат неутешителен — он легко и быстро возобновляется из семян и от корневой поросли. 

В аналогичных местообитаниях по рекам расселяется еще один вид, «убежавший» из культуры — эхиноцистис лопастной — интересная декоративная однолетняя лиана, за своеобразные плоды ошибочно называемая в народе «бешеным огурцом» (фото 8). 

Эхиноцистис лопастной

В поймах степных рек Предуралья эхиноцистис нередко образует столь плотный полог на зарослях ив и других приречных кустарников, что под этим пологом не только не могут расти другие виды трав, но погибают и сами кустарники, по ветвям которых он вьется, так что места его поселения становятся полностью мертвопокровными. 

Из видов, представляющих опасность для человека, отметим борщевик Сосновского (фото 9). 

Борщевик Сосновского

Соприкосновение борщевиком в солнечную погоду может спровоцировать ожоги I–III степени на всех открытых участках тела. Особенно опасны такие повреждения для маленьких детей. Борщевик Сосновского стал настоящим бедствием во многих районах Средней России и Севера, в Прибалтике, Беларуси, где его выращивали в качестве силосной культуры в послевоенные годы.

 Дичание борщевика Сосновского в России приобрело массовый характер, он распространяется по лугам вдоль дорог и по берегам рек. В Башкортостане, к счастью, его не культивировали, за исключением опытных участков Башкирского аграрного университета в Уфимском районе. Тем не менее, в последние годы наблюдаются случаи внедрения этого вида в придорожные и приречные фитоценозы в Краснокамском, Архангельском и некоторых других районах РБ. Пока такие примеры единичны, но поскольку с ним никто не борется, дальнейшей экспансии ареала не избежать. 

Крапива коноплевая (фото 10) — вид сибирского происхождения, занесенный в европейскую часть Башкортостана (юг и центр Предуралья) по железным дорогам. Расселяется в Чишминском, Туймазинском, Зианчуринском и других районах РБ, образуя обширные заросли. 

Крапива коноплевая

При этом вид, обладающий лучшей приспособленностью к засушливым условиям, постепенно вытесняет крапиву двудомную из сухих местообитаний в степной зоне. Жгучие волоски крапивы коноплевой не дают таких ожогов, как борщевик, но очень неприятны и ощущаются в виде сильного жжения в течение нескольких дней.

 Еще три инвазивных вида можно считать огородными или клумбовыми растениями. Это 2 вида галинсоги —  мелкоцветковая и реснитчатая (фото 11, 12) и желтокислица рогатая (фото 13).

Эти однолетние виды предпочитают богатые гумусом хорошо увлажненные почвы и массово встречаются на садово-огородных участках, газонах, клумбах и цветниках, в тепличных и оранжерейных хозяйствах, в основном в крупных городах Предуралья. Они представляют собой настоящую проблему для многих озеленительных фирм и питомников, овощеводческих предприятий, обычных дачников, поскольку могут сильно заглушать посевы овощных и декоративных культур на поливных землях. Избавиться от этих надоедливых и обременительных сорняков сложно, т.к. они беспрестанно отрастают в течение всего вегетационного периода вновь и вновь из огромного банка семян в почве.

 Из других «вселенцев», появившихся на территории республики, отметим два вида семейства астровых — мелколепестник однолетний (тонколучник северный) и золотарник канадский (фото 14, 15). 

Мелколепестник однолетний  является однолетним засорителем лугов, обочин дорог и полей, пустошей, особенно обильно произрастающим на легких песчаных почвах. 

Мелколепестник однолетний

Золотарник канадский — одно из самых старых декоративных растений, интродуцированных в Европу из Северной Америки. Благодаря высокой адаптационной способности, легкости переноса многочисленных семян и отрастанию из практически любых фрагментов корневищ, он перешел в разряд инвазивных видов. Высокая конкурентоспособность позволяет виду оставаться доминантом сообществ в течение длительного времени и образовывать плотные заросли, как, например, в северной части г. Уфы в районе нефтеперерабатывающих заводов и на окраинах г. Салавата. Появляются очаги инвазии золотарника также и вокруг дачных массивов в окрестностях городов.

Золотарник канадский

Невозможно описать все случаи внедрения инвазивных неофитов в статье, но очевидно одно — инвазионные процессы в Республике Башкортостан прогрессируют, и каждый год появляются все новые и новые опасные сорные виды. Так, совсем недавно в регионе обнаружены карантинные сорняки горчак ползучий и повилика полевая, которые со временем тоже могут пополнить группу инвазивных растений. 

Наряду с чужеродными сорными растениями, большой ущерб приносят чужеродные позвоночные и беспозвоночные животные.  классический пример — распространение колорадского жука по территории республики. Многие из них наносят значительный вред сельскому и лесному хозяйству. 

Все инвазивные чужеродные виды должны быть объектами постоянного и пристального экологического мониторинга и контроля их численности, поскольку именно они на сегодня считаются одной из основных угроз для биоразнообразия. 

Заключение 

Таким образом, инвазивные виды — это наиболее опасная группа растений, которые способны при благоприятных условиях стать настоящим экологическим бедствием. Чтобы противостоять биологическим инвазиям, нужен холистический подход [11–13], основанный на большей осведомленности населения и политиков, активном привлечении санитарных и фитосанитарных ведомств для эффективного контроля заноса новых чужеродных видов, предотвращения нежелательных интродукций, а также уничтожения уже возникших очагов инвазии. 

На протяжении многих лет проводится мониторинг инвазий чужеродных видов, поиск путей сдерживания их массового распространения. Сегодня многие опасные инвазивные виды, такие как амброзии, циклахена и другие, вышли из-под контроля и захватили в Башкортостане большие массивы земель. Если бы 10–15 лет назад развернули с ними борьбу, этого могло не случиться. В настоящее время на подходе новая группа опасных сорняков, которую еще можно остановить. 

За годы работы апробированы разные способы борьбы с нежелательными пришельцами [14], показывающие весьма неплохие результаты, но они не нашли применения в практике. Это следствие того, что проблема инвазий слабо осознается обществом и экологическими организациями. У населения глубинки, как правило, вообще нет представлений об угрозе от инвазий. В стране нет ведомства, занимающегося этой проблемой. Карантинная инспекция контролирует только небольшой список карантинных видов. 

Ситуацию нужно менять коренным образом. Во-первых, необходимо создание специальной мобильной службы, которая будет не просто выявлять, но и искоренять очаги инвазии, лучше всего при уже существующей карантинной инспекции. Она должна быть оснащена самыми современными средствами защиты. Нужно, чтобы ее можно было вызвать в любой уголок Башкортостана, где будет обнаружен очаг инвазии. 

Во-вторых, список карантинных видов необходимо срочно дополнить инвазивными видами из «черного списка».

 В-третьих, нужно донести до сознания каждого гражданина опасность, исходящую от инвазий чужеродных видов. Хорошо, если уже в школах, вузах будут проходить уроки, посвященные проблеме инвазий чужеродных видов с показом конкретных видов, с которыми нужно бороться. Такие занятия особенно полезны для студентов-аграриев и биологов. 

Необходим более жесткий контроль за всем растительным материалом, ввозимым на территорию республики. И крайне необходима поддержка природоохранных организаций и общественных объединений. Только сообща мы сможем противостоять этой новой угрозе XXI в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тишков А.А. Экологические последствия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). (Электронный документ). 2005. http://trade. ecoaccord.org/docs/tishkov.htm. (дата обращения:) 

2. Конвенция о биологическом разнообразии. Текст и приложения. UNEP/CBD. 1995. 34 с. 

3. Виноградова Ю.К., Майоров С.Р., Хорун Л.В. Черная книга флоры Средней России: чужеродные виды растений в экосистемах Средней России. М.: ГЕОС, 2010. 512 с. 

4. Виноградова Ю.К., Майоров С.Р., Нотов А.А. Черная книга флоры Тверской области: чужеродные виды растений в экосистемах Тверского региона. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 292 с. 

5. Абрамова Л.М. Ambrosia artemisiifolia и Ambrosia trifida (Asteraceae) на юго-западе Республики Башкортостан // Ботан. журн. 1997. Т. 82. № 1. С. 66–74. 

6. Абрамова Л.М. Сyclachaena xanthiifolia в южных районах Предуралья (Башкортостан) // Ботан. журн. 2003. Т. 88. № 4. С.67–76. 

7. Абрамова Л.М. Экспансия чужеродных видов растений на Южном Урале (Республика Башкортостан): анализ причин и экологических угроз // Экология. 2012. № 5. С. 1–7.

8. Абрамова Л.М., Ануфриев О.Н. Агрессивные неофиты Республики Башкортостан: биологическая угроза // Вестник АН РБ. 2008. № 4. С. 34–43. 

9. ЮНЕП/КБР/ВОНТТК/6/ИНФ/5. Инвазивные чужеродные виды: отчет об эффективности работающих юридических инструментов, применимых к инвазивным видам. Монреаль, март 2001 г. 

10. Васильева Н.В., Папченков В.Г. Механизмы воздействия инвазионной Bidens frondosa L. На аборигенные виды череды // Российский журнал биологических инвазий. 2011. Т. 4. № 1. С. 15–22. 

11. Cox G.W. Alien species in the Noth America and Hawaii: influence on natural ecosystems. Washington: Island press, 1999. p. 387. 

12. Руководство МСОП по предотвращению потерь биоразнообразия из-за вторжения чужеродных инвазивных видов. Утверждено на 51-м совещании Совета МСОП, Гланд, Швейцария, 2000 г. 

13. Ruesink J.L., Parker I.M., Groom M.J., Kareiva P.M. Reduction of risk of introduction of not native species. BioScience. 1995. Vol. 45 (7), pp. 465–477. 

14. Абрамова Л.М., Ануфриев О.Н., Крутьков В.М., Хасанова Г.Р. Опыт контроля численности амброзии трехраздельной и циклахены дурнишниколистной в Республике Башкортостан // Агрохимия. 2008. № 3. С. 1–5.