Л.М. Абрамова, д. б. н., заведующая лабораторией, Ботанический сад-институт Уфимского научного центра РАН, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (УФИЦ РАН)
С середины ХХ в. во многих регионах мира стала наблюдаться новая экологическая угроза, связанная с проникновением в экосистемы не свойственных им чужеродных видов (как растений, так и других живых организмов) из других стран и даже континентов. Эти чужеродные виды, освоившись в новых условиях обитания, часто приводят к существенным изменениям природных экосистем, потерям биологического разнообразия, наносят значительный экономический ущерб и даже могут причинить серьезный вред здоровью людей.
Проникновение неаборигенных видов живых организмов в экосистемы, расположенные за пределами их естественного ареала обитания, принято называть биологическими инвазиями чужеродных видов. Биологические инвазии сегодня происходят в общемировом и региональном масштабах. В ближайшем будущем они резко возрастут из-за глобализации рынков, торговли, перевозок, туризма и товарообмена.
Инвазии приносят значительный ущерб в сельском, лесном и водном хозяйстве. Также приводят к возрастанию аллергических заболеваний. Отрицательное воздействие многих иноземных видов на общее биоразнообразие экосистем вызывают всеобщую озабоченность в связи с серьезными и необратимыми процессами в окружающей среде и экономике на генетическом, видовом и экосистемном уровнях. Требуются срочные меры по поиску и реализации мероприятий для ослабления и сдерживания этого процесса.
Экономический ущерб от биологических инвазий огромен. Так, А.А. Тишков [1] приводит данные: из-за инвазий чужеродных видов США ежегодно теряют в долларах США 137 млрд, Индия — 117 млрд, Бразилия — 50 млрд. Число крупных экологических катастроф, вызванных инвазиями, постоянно растет и примеры тому — массовое разрастание водяного гиацинта в тропических водоемах, элодеи канадской — в Северном полушарии, внедрение опунций в экосистемы — Австралии и Африки, расселение австралийских акаций — в Африке, кавказских борщевиков — в Европе, тамарикса и лоха — в Америке, американских амброзий — по всему миру. Также происходит распространение колорадского жука, ротана. Гибнет ясень обыкновенный и пенсильванский от ясеневой изумрудной златки (фото 1.) или каштановые леса Европы от моли-минера конского каштана и т.д.
Универсального способа остановить биологические инвазии не существует. Многие инвазии могли бы быть пресечены, если бы у населения и правительств было понимание грозящей опасности со стороны агрессивных видов. Некоторые страны мира (Новая Зеландия, Австралия, США, Венгрия и ряд островных государств) и отдельные регионы начали реализовывать соответствующую политику биобезопасности, успешно справляясь в ряде конкретных случаев с угрозой инвазий чужеродных видов.
Однако в целом в Европе и в России в частности, нет общей стратегии и политики по чужеродным видам. Таким образом, должным образом не выполняется статья 8 «Конвенции о биологическом разнообразии» [2], которая гласит: «Каждая Сторона Конвенции должна, насколько возможно и целесообразно, предотвращать интродукцию, осуществлять контроль и уничтожать те чужеродные виды, которые угрожают экосистемам, местообитаниям или видам».
Для информации об угрозе биологических инвазий издаются «Черные книги». Первая отечественная «Черная книга флоры Средней России» (фото 2.). [3] вышла 2010 г. под авторством Ю.К. Виноградовой, С.Р. Майорова, Л.В. Хорун, которая содержит данные по биологии 52 агрессивных инвазионных видов и динамике их расселения. Кроме того, авторами приведен список 48 чужеродных видов, которые находятся в стадии начала расселения по региону средней полосы России. Книга внесла весомый вклад в создание общей картины изменений, происходящих в экосистемах под влиянием инвазий чужеродных видов и намечает пути решения данной проблемы.
В 2011 г. появилась и первая региональная «Черная книга флоры Тверской области» (фото 3.) [4]. В ней приведены данные о распространении и биологических особенностях 50 наиболее агрессивных чужеродных видов данного региона, описана региональная специфика инвазионной фракции флоры и проведен ее анализ. В последние десятилетия на Южном Урале также наблюдается активизация инвазий агрессивных неофитов [5-7].
С 1995 г. проводятся исследования процессов внедрения чужеродных видов. Цель исследований — поиск и мониторинг очагов инвазии, изучение инвазивных видов и сообществ с их участием, разработка методов контроля их численности. Некоторые результаты данной работы описаны в «Вестнике АН РБ» [8]. Приводятся новые данные о прогрессирующих на территории Республики Башкортостан инвазивных неофитах, которые могут представлять опасность для экосистем региона. Характеристика инвазивных и потенциально чужеродных видов Республики Башкортостан.
Согласно определению Глобальной программы по инвазивным видам [9]: «Чужеродный инвазивный вид» — это чужеродный вид, чье укоренение и распространение угрожает экосистемам, местообитаниям или видам, причиняет экономический или экологический ущерб. В результате многолетней работы по поиску очагов инвазии чужеродных видов выявлено 34 неофитных инвазивных вида, представляющих опасность для экосистем Республики Башкортостан (таблица 1). Подавляющее большинство инвазивных видов — выходцы из Северной Америки, реже восточноазиатские или средиземноморские виды.
Почти половина инвазивных видов — представители семейства Asteraceae. В число инвазивных неофитов РБ входят 2 древесных вида, 22 однолетника, 1 двулетник, 1 водный многолетник и 8 многолетних травянистых вида. Последние в большинстве обладают способностью к вегетативному размножению.
Кроме вышеперечисленных, для Башкортостана известны единичные находки около 40 адвентивных видов, инвазивных в других регионах мира (Asclepias syriaca, Chaenorhinum minus, Eragrostis minor, Galega officinalis, Oenothera oakesiana, Reynoutria sachalinensis, Rosa rugosa, Xanthoxalis corniculata и мн. др.). Это потенциально опасные для растительных сообществ региона виды, которые требуют мониторинговых исследований для оценки их распространения, наносимого ими ущерба, а также для определения способов предотвращения их дальнейшего расселения. Таким образом, общая группа инвазивных и потенциально инвазивных растений в республике составляет свыше 70 видов.
Были выявлены основные причины активизации экспансий инвазивных видов в регионе Южного Урала в последние десятилетия [7]:
Многочисленные фирмы и организации, занимающиеся фитодизайном и торговлей семенным, посадочным материалом, завозят из-за рубежа и из других регионов России самый разнообразный растительный материал, который не отслеживается карантинной инспекцией или поверхностно проходит карантинный контроль. Семена и семязачатки могут находиться в качестве примеси в семенах культурных растений (овощных, плодовых, декоративных, газонных трав и пр.), и в составе земляных смесей при использовании контейнерных культур.
Ученые считают, что к середине XXI в. ведущими инвазивными видами станут даже не новые виды, а сорта и формы декоративных и других культивируемых растений.