В Госдуме заявили о монополизации зернового рынка несколькими трейдерами

16.12.2024
Прочее
290
© Владимир Исаенко / Glavagronom.ru
В Госдуме подтвердили монополизацию зернового рынка

В Госдуме подтвердили монополизацию зернового рынка, из-за чего обычные фермеры терпят убытки. О сложившейся ситуации доложил глава Комитета ГД по защите конкуренции Валерий Гартунг на пленарном заседании палаты, передает «Парламентская Газета».

Он отметил, что ежегодно на господдержку аграриев из федерального бюджета выделяется порядка 500 млрд рублей, урожай в стране высокий, но при этом селяне почему-то терпят убытки, а цены на сельхозпродукцию растут. По поручению Вячеслава Володина в этой ситуации разбирались три профильных комитета – по защите конкуренции, транспорту и аграрным вопросам.

По итогам анализа было выявлено следующее:

  • Фактически, экспорт зерна сегодня контролируется несколькими компаниями. Никакого конкурентного механизма распределения квот на зерновом рынке нет, порядка 55-56% от всего объема зерновых распределяется между пятью крупнейшими экспортерами. Таким образом, сложилась некая олигополия.
  • Ситуация с глубоководными портами еще хуже, 3 из 5 таких портов принадлежат одной компании. Как следствие, цены на перевалку вырастают в 2-3 раза в активный сезон и значительно превышают среднемировые.
  • На самых прибыльных направлениях ж/д перевозки зерна доля одного владельца вагонов-зерновозов превышает 60%.
«В результате от завышенных тарифов на услуги таких компаний страдают аграрии. Селяне получают господдержку, но она потом растворяется в издержках, которые они несут, обслуживая монополизированные сектора», – добавил Гартунг.

Результаты исследования показали, что в среднем у сельхозпроизводителей рентабельность составляет минус 1%. Положение различается в зависимости от региона – чем ближе к черноморским портам, тем ситуация лучше. По мнению депатута, необходимо снижать издержки фермеров.

«Для этого ФАС должна неформально подходить к оценке доминирующего положения игроков на рынке. То есть, например, учитывать не все количество вагонов-зерновозов отдельной компании по стране, а в определенных регионах», – считает политик.

Представленную информацию депутаты приняли к сведению. Гартунг уверен, что далее ее следует направить в Правительство, чтобы оно отреагировало на сложившуюся ситуацию и предложило меры для ее разрешения.

На мировом рынке зерна формируется напряжение – Русагротранс

Как изменится мировой рынок зерна в 2025 году – мнение эксперта

Узнавайте первыми актуальные агрономические новости России и мира на наших страницах

Больше

Всё
VK_DMCA