Анализ мирового рынка семян представил в своей презентации на форуме «Русское поле 2024» коммерческий директор ООО НПО «ГАВРИШ» Геннадий Баймушкин. С данными ознакомились спецкоры «ГлавАгроном», которые работали на мероприятии.
Эксперт отметил, что мировой рынок посевных материалов динамично развивается, демонстрируя значительный рост и концентрацию производства в руках крупнейших игроков. Объем мирового рынка семян в 2023 году оценивался в 84,83 млрд долларов и достигнет почти 111,76 млрд долларов к 2030 году.
Что касается экспорта семян, то главные игроки на транснациональном рынке посевной продукции – США, Китай и Канада (соотношение экспорта и импорта семян в процентах):
У России большой потенциал для наращивания экспорта, соотношение экспорта и импорта – 3 и 97%.
Если оценивать рынок в денежном выражении, то Евросоюз является ключевым игроком рынка семян. Европейский рынок оценивается в 24 миллиарда долларов с ежегодным ростом 10%. Его представляют более 7000 компаний, которые в основном сосредоточены в Германии, Нидерландах и Франции.
Рынок ЕС характеризуется значительными инвестициями (10-15% от прибыли) в селекцию и семеноводство, что повышает конкурентоспособность семян европейской селекции. Ключевые продукты на европейском рынке семян – семена зерновых, масличных, растет доля овощей и посевного материала фруктов.
Был представлен список 20 ведущих компаний мирового рынка посевных материалов, которые играют ключевую роль в обеспечении сельского хозяйства качественными семенами и инновационными решениями.
Возглавляющие список компании Bayer и Corteva охватывают около 60% от общего объема продаж всех компаний в списке, с акцентом на область биотехнологий.
Syngenta, BASF, Limagrain и KWS образуют вторую группу, где общий объем продаж составляет около 30% от общих продаж ТОП-20.
На оставшиеся в списке компании приходится около 15% продаж, но большинство из них развивают специальный семенной бизнес: DLF и Barenbrug продает семена газонных трав, Sakata Seed и Rijk Zwaan – цветов, Takii Seed и Long Ping High-Tech – риса.
Также руководитель отметил, что компания «ГАВРИШ» предпринимает ряд мер для увеличения доли на рынке семян овощных культур отечественной селекции. Работа включает всестороннее изучение рынка, адаптацию продуктов, локализацию производства, финансовую поддержку и решение текущих вопросов.
Реализация этой стратегии, по мнению коммерческого директора, позволит значительно укрепить позиции на рынке российских производителей.
Основной специализацией «ГАВРИШ» является селекция сортов и гибридов овощных культур для промышленного производства, фермерских хозяйств и овощеводов-любителей. В состав компании входят пять селекционных центров. С момента основания в 1993 году было создано более 1 тыс. сортов и гибридов сельхозкультур.