Непростая ситуация в российской и международной экономике может привести к спаду поставок в Россию импортной органики. Смогут ли российские производители успеть заменить зарубежные аналоги и не снизится ли уровень производства и продаж? Эксперты рынка и сами производители прогнозируют, что, скорее, ситуация будет обратной: рост спроса удержится и может усилиться, продажи может ожидать даже взрывной рост. Но многое зависит от поддержки сектора, отмечает пресс-служба Национального органического союза.
С момента принятия закона об органическом производстве российский рынок органики развивался более активно. Если раньше темпы роста спроса были на уровне примерно 8-10% в год, то в 2020-2021 годах продажи стали существеннее: в 2020 году рост спроса составил 16%, в 2021 году – около 12%. Интересно, что этот рост продаж был реакцией не на закон об органике, а на пандемию: люди осели дома, стали больше заботиться о своем здоровье и рационе. И стали покупать более качественную пищу, несмотря на падение доходов.
Но ситуация в новых реалиях меняется. Обеспечит ли российский рынок необходимый рост продаж, удержит ли растущий спрос?
Сейчас, по данным НОС, органический рынок в РФ превысил отметку в 220 млн евро. Но в 2022 году, если так и не будут запущены механизмы, обозначенные в законе, следует ожидать, с учетом существующих обстоятельств, вероятнее всего дальнейшее уменьшение роста продаж.
В российской органической сфере действует чуть больше 190 компаний – это те организации, которые включены в список Национального органического союза (НОС). Из них 105 компаний имеют российский сертификат и внесены в реестр Минсельхоза РФ. Растениеводческой российской органической продукции в магазинах немного. Мясная и молочная органика – лидеры продаж, но и ее недостаточно.
Если раньше соотношение органики на российской полке оценивалось как 80% зарубежной продукции и 20% российской, и пока это соотношение не изменилось, то что будет дальше, зависит от целого ряда причин.
Во-первых, мы серьезно зависим от импорта – например, в закупке семян, обеспечении биопрепаратами. Перспектива заменить их на отечественные есть, но не в ближайшем будущем, поясняет руководитель НОС: чтобы создать российский органический семенной фонд, нужно время. Посадить, вырастить, создать семенной реестр, в целом процесс займет 5-6 лет. Техника в основном тоже импортная.
Во-вторых, уход с полки зарубежной органической продукции может негативно повлиять на психологию потребителя.
Есть органика, которую Россия физически не может выпускать: например, кофе, чай, киви, бананы, компоненты для детского питания.
Важно, что пока ни один из ритейлеров не отказался от органической полки. Да, пересматриваются подходы: где-то отказались от отдельной полки и помещают органику среди другой обычной продукции, просто помечая ее. Где-то продолжают поддерживать полку. Но редеющие ряды из-за ухода импортной органики могут спугнуть покупателя.
Говоря о дороговизне органических продуктов, рынок по старинке исходит из параметров 2010-2012 гг., когда органика была дороже в 3-5 раз другой продукции. Но ситуация меняется.
К тому же пошел рост цен на минеральные удобрения, и цены на индустриальную продукцию начали расти, она начала догонять органическую.
Чтобы сделать органику более доступной, надо увеличивать количество производителей. Это приведет и к развитию органической инфраструктуры, в итоге сделает органику более доступной. Иначе органика так и останется системой питания для слоев богатых и к ним приближенных.
А как сами производители оценивают перспективы роста производства, продаж и спроса? Опускать руки не думают! Скажем, как отметил Сергей Ключников, коммерческий директор агрохолдинга «АгриВолга», продуктовая линейка компании не будет сокращаться.
Евгений Шифанов, исполнительный директор и соучредитель компании «Черный хлеб», замечает, что подобную ситуацию мы уже наблюдали в пандемию: «Люди закупаются впрок, товарооборот в первые месяцы увеличивается кратно, а потом наступает затишье».
Ожидать ли рывка? Любой бизнес со временем растёт, но темпы роста органического рынка остаются и будут оставаться до 2030 года на уровне 10% в год, полагает Евгений Шифанов, связывая это с низким уровнем информирования о полезности органических продуктов в частности и продвижением рынка в целом.
Если у компании есть не только российский, но и давно признанные международные сертификаты, значит, качество ее продукции проверено очень тщательно, и такие производители должны быть готовы к росту спроса на свою продукцию. Потребители, если они столкнутся с тем, что какие-то их любимые западные бренды исчезли с полок, будут переключаться на российских производителей с международной сертификацией, считает Илья Калеткин.
Но, возможно, ожидание снижения благосостояния населения в целом может сказаться негативно на продажах органики.
Ну а производителям органики надо поддержать этот возможный рост спроса наличием самой органической продукции. Тут возникает другая сложность: мало в России органических производителей. Бизнес боится рисков, поясняет Илья Калеткин, или хочет быстрой прибыли, поэтому и идет в масс-маркет. А в органику идут те, кто готов к сложностям и затратам, думая на несколько шагов вперед.
Глава «Черного хлеба» тоже считает, что органический рынок в России будет только расти. Но чтобы обеспечить рост продаж, нужно обеспечить рост производства, а главное – производителей, и здесь немаловажную роль может сыграть государство, меры поддержки.
Эксперты рынка органики прогнозировали, что к 2030 г. органическую продукцию будет потреблять 10% населения России. Но сейчас эта цифра, похоже, неактуальна. «Мы подразумевали, что после принятия закона будут работать разные механизмы на разных уровнях. Но за 5 лет мы мало продвинулись. В лучшем случае мы сможем достичь к 2030 г. не 10, а 5% населения, потребляющего органику, это при оптимистичных прогнозах», – считает Олег Мироненко. Оценить рост спроса или его падение будет более реально к осени 2022 года.