Рынок органики сегодня живет в системе случайностей, считает Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза. Органические производители убеждены, что в нынешней ситуации необходимо как можно быстрее разработать стратегию развития органического сектора и масштабную программу господдержки, сообщает пресс-служба НОС.
На сегодняшний день в России работает более 190 производителей органики, из них 105 компаний прошли российскую сертификацию и входят в реестр Минсельхоза РФ – это неплохие результаты за два года действия закона об органике.
По оценкам экспертов сектора, сейчас органический рынок России превысил отметку в 220 млн евро (правда, в основном за счет импортной органики – ее на полках ритейла до 80%). Чтобы заполнить органическую полку ритейла, не боясь спада импортных поставок органики, России нужно иметь 3-5 тысяч органических компаний. Но чтобы рынок органики развивался и дальше, необходима стратегия.
Вопрос разработки Стратегии органического сельскохозяйственного производства до 2030 г. поднимался в апреле 2022 г. на заседании рабочей группы по мониторингу реализации положений закона об органике в Совете Федерации.
Появления стратегии ждали еще в 2020 г., после вступления в силу столь нужного закона об органическом производстве. Как рассказывает исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко, в октябре того же 2020 г. в Совете Федерации – на заседании рабочей группы комитета по агрополитике СФ, по инициативе НОС, было наконец принято решение о ее разработке, но потом все застопорилось, и дальше процесс шел вяло.
В апреле же на заседании в Совфеде полный текст стратегии не был представлен, поэтому пока неясно, когда и в каком виде Стратегия будет принята.
Например, если развивать образовательный вектор в органическом сельхозпроизводстве, то нельзя просто обучать будущих специалистов-органиков без продумывания кадрового вопроса – где такие специалисты требуются, где они будут работать. Вузам нужен сформированный государственный и частный заказ на подготовку специалистов. Или, скажем, чтобы вводить в оборот органические земли, нужно рассчитать, кто на них будет работать, что на них будут выращивать, какая понадобится инфраструктура.
Еще одна большая надежда возлагалась на стратегию с точки зрения разработки федеральных и региональных государственных программ поддержки сектора.
Да, пока конкретных федеральных мер господдержки органического производства нет. Уже существующие программы поддержки сельхозпроизводителей для органики не подходят, у этого сектора своя специфика.
Сегодня поддержка осуществляется не более чем в 10 субъектах РФ, без единого понимания, как же надо помогать органическому сектору. Воронежская область вышла в лидеры: здесь на 100% субсидируют сертификацию, на 50% – покупку биологических удобрений, планируется повысить размер политровой и погектарной поддержки. В Томской области решили поддержать экспорт органики, учитывая большой объем этого направления в регионе. Есть те или иные варианты поддержки в Белгородской области, Краснодарском крае, Республике Татарстан и Мордовии.
Илья Калеткин, основатель и руководитель компании «Аривера», убежден, что господдержка нужна.
По мнению Ильи Калеткина, нужно внимательно рассматривать длинные инвестиционные проекты, чтобы стимулировать развитие органики.
Но, подчеркивает Илья Калеткин, важно, чтобы и сам производитель вкладывался в производство, чтобы чувствовать ответственность: «Ничто так серьезно не влияет на принятие решений в бизнесе, как инвестиции в проект своих собственных денег. Предприниматель должен вкладывать свой рубль, которым рискует».
В нынешней непростой ситуации это становится стратегически важным вопросом для государства: российское сельское хозяйство, органическое в том числе, нужно поддерживать. Органические производители уверены, что, учитывая сегодняшние реалии, государство будет решать этот вопрос более оперативно.