По прогнозам Национального органического союза, сделанным несколько лет назад, к 2030 г. органическую продукцию будет потреблять 10% населения РФ.
На большее не получается рассчитывать, в том числе, из-за слабого движения в законодательной сфере.
Эксперт считает, что законодательно пока не все моменты удалось охватить. Это влияет, в том числе, на активное развитие одних направлений и при этом нулевое развитие других, хотя и обозначенных в стандартах.
Благодаря принятому в 2020 г. закону об органическом производстве заработали, в том числе, меры по подтверждению качества органической продукции: появились знак российской органики, QR-коды на упаковках, реестр Минсельхоза РФ, в который входят сертифицированные производители, а ритейл и проверяющие организации теперь уже могут на законных основаниях отсеивать от магазинных полок лжеорганику, давая дорогу подлинной органической продукции. Но, считает Олег Мироненко, есть и другие законодательные моменты, которые еще не докручены.
Вот только один пример. И в самом законе об органике, и в стандарте ГОСТ Р №33980, регулирующем процессы производства и переработки органики, аквакультура присутствует как одно из направлений, введены определяющие понятия и описаны требования к её производству. Но в качестве основы для раздела стандарта в этой области были взяты европейские регламенты, которые выпущены в 2007-2008 гг.
Второй пример – применение биопрепаратов и биоудобрений. Еще в том же 2020 г., когда вступил в силу закон об органике, была идея принять и стандарт по производству биоудобрений, но не получилось. Был принят Предварительный национальный стандарт по биозащите растений, но он, отмечает Олег Мироненко, не дает ответы на необходимые вопросы. Нужны также акты, связанные с оборотом импортной продукции.
Не решены законодательно и вопросы, связанные с регулированием экспорта и его поддержкой. Все производители, которые работают на экспорт, находятся в зоне риска, а тем более в нынешней ситуации. При этом для органических производителей до сих пор не выработаны подходы в вопросах контроля, обработки, логистики – в экспортной сфере все заточено на индустриальное сельское хозяйство.
Видимо, новые законодательные инициативы коснутся и системы сертификации. Ведь ряд зарубежных сертификаторов уже заявили, что уходят из России и работать здесь не будут.
Другие зарубежные сертификаторы остаются, но перестанут расширять работу с российскими компаниями. Возникают также вопросы логистики и оплаты, которая проходит в валюте. Пока в этой сфере идет поиск механизмов работы сертификаторов с клиентом.
При этом Россия остается включенной в работу международных органических организаций, в частности, членство РФ в IFOAM International продлено до конца 2022 года. Но при этом необходимо включение нашего ГОСТ 33980 в систему стандартов, признаваемых IFOAM International.
Но, в любом случае, отмечает Олег Мироненко, Россия должна продолжать работать в органическом секторе именно по международным стандартам и «не давать кому-то увести нас в другое направление».
Сейчас в российском реестре органических производителей Минсельхоза РФ числятся 105 компаний – 85 из них имеют российские сертификаты, 20 сертифицированы ещё и международными сертификаторами. Еще 87 органиков работают в основном на экспорт и поэтому имеют только зарубежные сертификаты, таким образом, в России работает чуть более 190 органических компаний. В НОС предостерегают, что для большей активности сектора и роста числа производителей необходимо, в том числе, продумывать новые законодательные шаги и поддерживать органическое сельское хозяйство.