Закупочные цены экспортеров всегда служили ориентиром для формирования внутренних рыночных цен на зерновые. Обратным счетом, вычитая стоимость логистических расходов, можно понять «рабочую» цену на свой урожай в конкретном регионе. В последнее время аграриям непросто найти релевантный сервис с закупочными ценами, что усложняет понимание фермерами справедливой цены за свой товар.
Примерно с середины февраля этого года аграриям необходимо отдельно запрашивать актуальные прайс-листы на сайтах крупнейших экспортеров. Практически по всем позициям указана «цена по согласованию», а на наиболее ходовой товар – пшеницу 12,5% протеина – зачастую стоит фиксированная цена в размере 14 000 рублей, отличающаяся от рыночной.
Эти вопросы волнуют всех аграриев России. И на них знают ответы наши эксперты, котрые подготовили свои рекомендации специально для читателей «ГлавАгроном».
Альтернатива для получения информации о ценах на зерно – это, во-первых, итоги торгов на Национальной товарной бирже. Торги проходят ежедневно по рабочим дням, формируются ежедневные биржевые индексы на пшеницу (12,5% протеин) и сою. Если говорить о ценах на пшеницу, то биржевой индекс усредняет цены на поставку товаров авто и ж/д транспортом в порты Новороссийска.
Эксперты также предлагают следить за итогами аукционов на закупку пшеницы на авто в силу ограниченной возможности поставки по ж/д и длинных сроков поставки по таким сделкам (до 45 дней) по сравнению с поставкой авто (до 15 дней).
Рост количества участников на товарных аукционах НТБ продолжается: с 2022 года их число выросло более чем в два раза и сегодня превышает 650 компаний. Это как производители, так и потребители агропродукции.
Второй вариант – воспользоваться агрегатором актуальных цен на зерновые. Есть площадки, которые собирают данные с сайтов различных покупателей (экспортеров, переработчиков) и выдают их в виде сводной таблицы. Например, такая информация доступна на сайте zerno.ru, или можно посмотреть цены на досках объявлений типа agroserver.ru, zol.ru.
Стала доступна и новая платформа под названием «Цена Зерна», которая объединяет в своем приложении агрегатор цен с Товарной биржи (поставка авто) и сайтов крупнейших экспортеров.
В тестовом режиме новый цифровой продукт работал 8 месяцев. В этот период развитие осуществлялось с нулевым рекламным бюджетом и распространялось среди сельхозтоваропроизводителей через «сарафанное радио». При этом число участников активно росло, что еще раз подтвердило актуальность развития электронной торговли в российском АПК.
За первое полугодие мобильное приложение было установлено на 1 500 устройств, а ежемесячная активная аудитория (MAU) составила 340 человек. За 8 месяцев работы количество устройств достигло 2 000 и увеличилось на треть. Ежемесячная активная аудитория (MAU) составляет до 567 человек или плюс 67% к результатам первого полугодия.
Третий вариант – оформить платную подписку на аналитические материалы от профильных агентств («Икар», «Агроэкспорт», «Совэкон»). Помимо актуальных рыночных цен, там есть информация о важных рыночных событиях, объясняющих текущее или будущее движение цен. Стоит отметить, что в сводной аналитике нет информации, кто именно из покупателей предлагает те цены, которые указаны в отчете.