Политика российского государства не дает возможности зарегистрировать гибриды сахарной свеклы иностранной селекции. Такое мнение в беседе с корреспондентом интернет-портала «ГлавАгроном» высказали эксперты иностранной селекционной компании в рамках выставки «ЮгАгро-2023». Почему российские гибриды сахарной свеклы являются неперспективными, если ли вероятность, что частные фермерские хозяйства откажутся от российских семян в случае полного запрета на импорт иностранных семян сахарной свеклы, как оценивают квотирование семян иностранные компании – узнаете из нашего материала.
– Почему вы считаете, что именно политический подтекст является причиной отказа в регистрации ваших гибридов сахарной свеклы?
– Российские гибриды сахарной свеклы благополучно проходят регистрацию, а для импортных гибридов – красный свет. Почему так происходит – мы не понимаем.
– Но ведь сахарная свекла находится как раз в том списке сельхозкультур, где импортозаместить семена на данный момент фактически нечем?
– В прошлом году ни один гибрид сахарной свеклы иностранных семеноводческих компаний не был зарегистрирован в России. Как вы можете объяснить данный процесс? Отечественные гибриды «неизвестной селекции» регистрируются без каких-либо проблем. Отказ в регистрации гибридов иностранной селекции является прерогативой Минсельхоза и Правительства. Пусть это останется на их совести.
– На повестке дня – вопрос локализации семенного производства в России. Что вы думаете по этому поводу?
– Раз мы хотим участвовать в российском бизнесе, то должны принимать установленные правила. Будем пытаться играть по правилам, в ином случае мы должны будем свернуть в России наш бизнес. Другой вопрос – мы понимаем, что необходимо решать вопрос с импортозамещением, но замещать именно качественным товаром. Самое проблематичное – это не селекция, а именно семеноводство: можно создать массу гибридов, но произвести качественные семена с учетом всех требований, норм и различных факторов – очень сложно.
В странах Европы, в отличие от России, иная технология производства семян. Отсюда и качество, и выход семян (не только сахарной свеклы) значительно лучше. Именно поэтому российские фермеры и стремились ранее приобрести именно семена сельхозкультур иностранной селекции.
Почему фермеры не спешат отказываться от иностранных семян и негативно восприняли планы на квотирование? Потому что это то же самое, если бы всех вынудили пересесть на отечественный автопром. Лучше примера привести невозможно.
Власти поставили задачу к 2030 году выйти на показатель обеспеченности в 75% семян отечественной селекции. Но при этом они не понимают, что таким образом мы сделаем шаг назад в продуктивности, особенно, что касается вопроса устойчивости гибридов и сортов сахарной свеклы к болезням. Российская селекция, к сожалению, уже «опоздала» за теми требованиями и характеристиками, которыми могут похвастаться семена европейских производителей. Российские селекционеры не в состоянии поставить на рынок гибриды, отвечающие всем вызовам, связанным с болезнями и иными факторами, влияющими на урожайность.
Да, намерения ограничить импорт семян и увеличить процент отечественной селекции, может быть, и хорошие, только пути решения неправильные. Надо прежде всего показать нашим свекловодам перспективный отечественный семенной материал. Пусть они займут свою нишу, но только в конкурентной борьбе. Иностранные семеноводческие компании не собирались уходить, угрозы-то никакой не было. А здесь на кону стоит скорее всего политический подтекст.
– Как настроены на следующий год? Вы считаете, что и дальше для иностранных компаний будет «красный свет»?
– Такими заградительными мерами, как квотирование, они хотят фактически вынудить российских свекловодов приобретать отечественные семена. Мы неоднократно слышим мнение фермерских хозяйств, главы которых говорят прямым текстом: «Если не будет иностранной селекции мы просто свеклу перестанем сеять». Понятно, что крупные агрохолдинги, имеющие собственные свеклоперерабатывающие заводы, будут играть по правилам, не считая упущенную выгоду. Но для фермерских хозяйств этот шаг чреват слишком серьезными финансовыми рисками.