Закон о зерне: что ожидать, к чему готовиться российским аграриям

18.10.2021
Cемена
3659

Закон о зерне, который должен вступить в силу в самое ближайшее время, уже наделал много шума среди сельхозтоваропроизводителей. Одни фермеры нововведения хвалят, другие — относятся настороженно, считая, что это очередная «палка в колесо» в и без того сложные условия работы хозяйств.

Елена Трошина — заместитель директора Департамента регулирования рынков АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в рамках проведения Золотой Осени-2021, решила развеять все мифы и подробно остановилась на концептуальных изменениях в законодательстве Российской Федерации, касающихся развития зернового комплекса, а также на уже принятых нормативно-правовых актах и актах, находящихся в высокой степени готовности. О самых интересных выводах, нововведениях и сроках вступления в силу обновлений — в материале «ГлавАгроном».

30 декабря 2020 года и в июне текущего года были внесены идеологические фундаментальные изменения в законодательство о зерне. Закон 1993 года претерпел существенные изменения, касающиеся целого ряда пунктов.

В Российской Федерации зерно, согласно действующему законодательству, является национальным достоянием страны, одним из факторов устойчивого развития экономики.

Основные изменения Закона о зерне

Закон Российской Федерации от 14.05.1993 года № 4973-1 «О зерне»
30.12.2020 № 520-Ф3
28.06.2021 № 221-Ф3

Нововведения в Закон «О зерне»:

  1. Организация государственного мониторинга зерна в период уборки урожая в месте его выращивания с географическим указанием.
  2. Создание, развитие и эксплуатация Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки.
  3. Формирование и ведение реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение зерна и оказывающих связанные с хранением услуги.
  4. Оформление товаросопроводительного документа на партию зерна или партию продуктов переработки зерна.
  5. Процедура изъятия, экспертизы, возврата или утилизации партии зерна, которая не соответствует требованиям международных договоров РФ или иных актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства РФ.
  6. Учет зерна и продуктов переработки зерна.
  7. Проведение лабораторных исследований при экспортно-импортных операциях.
  8. Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна.

Основными новеллами обновленного закона является осуществление государственного мониторинга зерна в месте его происхождения. Государственный мониторинг будет осуществляться силами подразделений, подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ, а также Россельхознадзору.

Второе новшество — внедрение системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, формирование и ведение федерального реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение зерна и/или оказывающих услуги по хранению зерна.

Отдельное внимание в законе уделено процедурам изъятия, экспертизы, возврата и утилизации зерна, которое не соответствует требованиям международных договоров и законодательству Российской Федерации.

Также законом закреплено обязательное требование по ведению учета зерна и продуктов его переработки на предприятии, где осуществляется хранение зерна.

Отдельные требования в законе касаются проведения обязательных лабораторных исследований при осуществлении экспортно-импортных операций.

На федеральном уровне законодательно закреплено осуществление федерального государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.

По мнению специалиста, данный временной период обусловлен началом сельскохозяйственного года.

а именно:

  • формирование и ведение федерального реестра Хранителей;
  • регистрация товаропроизводителей в системе прослеживаемости зерна;
  • предоставление сведений в систему;
  • ведение учета зерна и продуктов переработки;
  • формирование товаросопроводительных документов в системе прослеживаемости зерна.

Сроки вступления в силу Закона о зерне

Закон вступает в силу с 01.07.2022 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Правовое регулирование продуктов переработки зерна начинается с 1 марта 2023 года.

Во исполнение закона заместителем председателя Правительства был утвержден план-график разработки нормативных актов, который предусматривает разработку и реализацию 16 нормативно-правовых актов различных уровней. Из них 14 актов — уровня правительства и 4 акта — ведомственного уровня, подлежащих регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Девять актов уже принято и находится на государственной регистрации. В ближайшее время ожидается его регистрация. Остальные акты находятся в высокой степени готовности, проходят межведомственное согласование на уровне федеральных органов.

Какие нормативные акты уже приняты

Прочтение применения нормативно-правовых актов является всегда сложными вещами, поэтому важно понимание, как это всё будет работать на деле. В частности, правительством Российской Федерации 25 сентября 2021 года было принято Постановление №1612 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранения зерна и оказывающих связанные с хранением услуги, в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна».

Согласно постановлению, ведение реестра возложено на Министерство сельского хозяйства. Информацию в реестр будут предоставлять Хранители. Верификацию внесенных сведений будут осуществлять Россельхознадзор и ФНС России.

Как это будет работать:

Хранитель обязан будет зарегистрироваться в системе прослеживаемости зерна и направить заявление о включении организации в реестр, в котором помимо стандартных требований (наименование, ИНН, адрес, место нахождения), также будет указываться: свидетельство государственной регистрации о постановке опасного объекта на учет, договор обязательного страхования, вид сельскохозяйственной культуры, хранение которой осуществляется.

Если на производственных мощностях, помимо хранения, осуществляется переработка продукции, данная информация также должна быть помещена в реестр.

Далее информация подлежит рассмотрению Министерством сельского хозяйства РФ. По результатам которого будет присвоен Уникальный регистрационный номер (УРН) Хранителя.

Согласно федеральному закону о государственных и муниципальных услугах, Министерство сельского хозяйства РФ по запросу будет предоставлять выписку из реестра, которая будет подтверждать деятельность конкретного Хранителя.

Одним из немаловажных документов является Постановление Правительства, которое определяет порядок взаимодействия Федеральной информационной системы прослеживаемости зерна с другими государственными информационными системами (прим. ред. — от 07.09.2021 г. №1512 «Об утверждении Правил взаимодействия Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна и иных государственных информационных систем»).

Данное взаимодействие позволит обеспечить товаропроизводителей информацией, находящейся в распоряжении Министерства сельского хозяйства, иных федеральных органов и учреждений, что сократит внесение информации, которая будет в автоматическом режиме загружаться в личный кабинет товаропроизводителя.

О распоряжении правительства, которым определен перечень продуктов переработки зерна, подлежащих внесению в систему прослеживаемости зерна

С 1 марта 2023 года (первый этап) планируется включить в перечень прослеживаемости рис, муку, смеси для приготовления хлебобулочных, мучных, кондитерских изделий, продукты зерновые для завтрака, отруби, отходы от обработки зерновых культур, крахмал, декстрин, глютен. В дальнейшем Министерство рассматривает необходимость по расширению номенклатуры указанных товаров.

В настоящее время в высокой степени готовности находится проект постановления правительства, в котором будут утверждены правила оформления товаросопроводительного документа на партию зерна и/или партию продуктов переработки зерна. Оформление будет проходить непосредственно в самой системе товаропроизводителем безвозмездно в заявительном порядке.

Аналогичные документы в рамках Евразийского таможенного союза имеют и другие государства (в Казахстане — Паспорт качества зерна, в Беларуси — Удостоверение качества зерна, которое проходит обращение на внутреннем рынке). В России будет товаросопроводительный документ на партию зерна либо партию продуктов переработки зерна.

Согласно закону, приёмка, отгрузка либо перевозка партии зерна либо партии продуктов переработки зерна, а также ввоз и вывоз на территории либо с территории Российской Федерации, реализация такой продукции осуществляются исключительно в сопровождении товаросопроводительного документа. Документ будет оформляться в системе. Разработчики предусмотрели послабления на этапе документального оформления. В частности, если у товаропроизводителя планируется дальнейшая реализация, отгрузка и приёмка одновременно, выписывается один документ, в котором будет указана вся необходимая и исчерпывающая информация (данные грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика), что фактически исключает сложности с поставкой товара.

Обязательства по оформлению товаросопроводительного документа возникают с 1 сентября 2022 года, в отношении продуктов переработки зерна — с 1 марта 2023 года.

Процесс оформления документа, начиная от поля и заканчивая товаропроизводителем при направлении на экспорт либо поступление зерна, продуктов переработки на внутренний рынок подразумевает следующее: зерно при отправке на экспорт также сопровождается товаросопроводительными документами, которые оформляются сельхозтоваропроизводителем либо (если продукция реализована) — экспортером зерна.

Процесс получения товаросопроводительного документа (СДИЗ)

В рамках проекта постановления, предусматривающего создание федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, Минсельхоз РФ является заказчиком системы. Функции оператора возложены на ФГБУ «Центр агроаналитики», имеющее опыт работы с федеральными государственными информационными системами Минсельхоза России.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна»

Кроме того, в проекте определены поставщики информации, помимо федеральных органов, товаропроизводителей, также будут являться субъекты РФ.

Перечень информации, размещаемой в форме открытых данных

Доступ к информации, содержащейся в системе прослеживаемости зерна, будет обеспечиваться как посредством открытых данных, размещенных на сайте МСХ, а также при запросе, но с соблюдением законодательства о персональных данных, коммерческой тайны и других данных, охраняемых законом.

Предоставление сведений и информации

Внесение указанной информации позволит сформировать и подписать СДИЗ

Срок введения системы в эксплуатацию установлен — IV квартал текущего года. Подключение сельхозтоваропроизводителей к системе с получением доступа будет возможно сразу же после введения ее в эксплуатацию.

Редакция «ГлавАгроном» благодарит Трошину Елену Николаевну — заместителя директора Департамента регулирования рынков АПК Министерства сельского хозяйства РФ за предоставленную информацию для подготовки опубликованного материала.

Узнавайте первыми актуальные агрономические новости России и мира на наших страницах

Больше

Всё
VK_DMCA