В связи с безудержным ростом цен на удобрения, посевной материал, СЗР аграрии оказались в непреодолимой ловушке интенсивного земледелия, которое требует все больше финансовых жертв. И ладно, если бы речь шла только о деньгах. На алтарь устоявшейся интенсивной модели сельхозпроизводства мы приносим самое дорогое — землю, которую должны передать в дар нашим детям и внукам. 58% сельхозугодий в РФ подвержено эрозии. Где же выход из замкнутого круга погони за эффективностью сельхозпроизводства?
Его предлагает председатель агрокомитета Национальной технологической палаты, руководитель управления агротехнологий Главного аграрно-промышленного управления – главный агроном СКВРиЗ – казачий полковник, действительный член Международной организации по биологической борьбе с вредными животными и растениями (IOBC-EPRS), генеральный директор НПО БИОЦЕНТР Александр Генрихович ХАРЧЕНКО. 18 лет он с коллективом единомышленников разрабатывает и продвигает агротехнологию выращивания сельскохозяйственных культур, которая позволяет, даже при изменении климата, что мы сейчас повсеместно наблюдаем, нехватке финансовых средств, дорожающих ГСМ и удобрениях получать рентабельный урожай.
Украсть у него немного внимания для читателей «ГлавАгроном» оказалось нелегко. Кабинетный стиль работы — это не про него. Удалось застать руководителя и ученого в полях, где он согласился поделится мнением, которое порой идет вразрез с официальной точкой зрения, но, надеемся, поможет аграриям по-новому взглянуть на современное сельское хозяйство и биологизацию земледелия, получить высокие урожаи сельхозкультур, максимально используя естественные природные ресурсы и сохраняя здоровье почвы.
Александр Генрихович уверен, что сейчас как никогда назрела необходимость вырваться из замкнутого круга интенсивного земледелия. Также остро стоит вопрос о принципиальной возможности роста и развития экспортно-ориентированного производства сельхозпродукции в России в рамках ограниченных экономических возможностей наших аграриев.
Сельское хозяйство очень консервативное направление человеческой деятельности. Какие-либо изменения в основной парадигме происходят редко. Базовая модель сельскохозяйственного производства остается неизменной на протяжении многих десятков лет.
Внедрение в СССР в 1964 году модели интенсивного сельхозпроизводства, автором которого является американский агроном, селекционер и лауреат Нобелевской премии мира Норман Борлоуг, позволило увеличить производство сельскохозяйственной продукции в 2 раза по сравнению с предыдущим периодом. Он пришел на смену агробиологическому подходу (его развивали в стране с 30-ых до 60-ых годов).
Привнесенный из-за рубежа Никитой Хрущевым новый вектор развития сельского хозяйства опирается на генетику, селекцию и интенсивную химизацию сельского хозяйства.
Именно эти вопросы обсуждаются сейчас на государственных совещаниях всех уровней. С помощью этой системы удалось на время отодвинуть от человечества угрозу голода. Иногда удается достигнуть урожайности зерновых культур и на уровне 80-100 центнеров с гектара. Однако практика показала, что интенсивная система хорошо работает только на 20% используемых почв, которые способны нести высокую химическую нагрузку.
В настоящий момент за интенсивное земледелие приходится платить слишком дорогую цену. Данная модель привела к крайнему истощению и деградации почв. Также наблюдается диспаритетный рост цен на минеральные удобрения, средства химической защиты и ГСМ, что способствует снижению рентабельности агробизнеса.
Брешь между себестоимостью производства и маржинальностью в странах Европы закрывается путем выделения фермерским хозяйствам дотаций. Например, датирование сельского хозяйства в богатой Швейцарии может достигать 14,5 тысяч долларов на гектар, в современном Китае – 1135 долларов. Однако бедные страны не могут себе позволить такой объем поддержки аграрного производства. Таким образом сельское хозяйство подошло к тупику.
Интенсивное земледелие также является основной причиной вывода из оборота сельхозземель.
Да, метод интенсивного земледелия позволил удвоить урожайность сельхозкультур практически в два раза, но хорошей экономики производства при этом сейчас нет. Ученые НПО «БИОЦЕНТР» многие годы искали выход, который поможет переформатировать сельское хозяйство. Он основан на внедрении технологий восстановления здоровья почвы и максимального использования естественных природных ресурсов для выращивания сельхозкультур. Прислушаться к советам экспертов особенно важно в условиях усиливающегося санкционного давления на российских сельхозтоваропроизводителей.
Понимая конечность и временную ограниченность современного подхода, сам Норман Борлоуг утверждал, что предложенная им интенсивная модель сельского хозяйства является лишь временным успехом, позволяющим человечеству перевести дух, чтобы не думать об угрозе голода, растущего пропорционально росту численности населения Земли. Незадолго до смерти он объявил новую панацею — ГМО-культуры как выход из сложившейся кризисной системы земледелия. Однако действительно ли предложение отца «Зелёной революции» нас спасет?
Александр Харченко уверен, что Система адаптивного биологизированного земледелия, в разработке которой он принимает непосредственное участие, позволит выйти за пределы ограничений интенсивного земледелия. Это новая система земледелия, точнее землепользования будущего, построенная на новых представлениях о почвенных процессах, системе питания растений, продукционном процессе растений.
На протяжении 18 лет в её разработку были вовлечены ученые и практики, медицинские микробиологи, фитопатологи, химики, физики, биофизики, почвоведы, биологи, специалисты по физиологии растений, биоценологии, агрономы и другие специалисты. Адаптивная биологизированная модель сельхозпроизводства (АБЗ) была анонсирована в 2017 году на I Агротехнологическом форуме Юга России в г. Ростов-на-Дону. Некоторые предлагают называть её интегрированной моделью сельского хозяйства — РАТИЗ, хотя суть названия не так уж и важна.
Для выработки новых концептуальных подходов ученые вернулись к изучению принципов агробиологической модели развития земледелия до 1964 года, которые когда-то были отброшены якобы за ненадобностью. Они решили, что нужно сделать шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед. Ведь часто новое — это что-то утраченное старое. Что мы знаем о предыдущей сельскохозяйственной модели, которая была внедрена в СССР с 1930-ых годов? Практически очень и очень мало. Сменилось 2-3 поколения как специалистов-агрономов, так и ученых-растениеводов, и мы уже не помним, как выращивать продукцию без использования высоких доз минеральных удобрений.
Инициативной группой ученых и агрономов, привлеченных к созданию новой системы, был поставлен вопрос, и решалась задача: возможно ли получение высоких и сверхвысоких урожаев при использовании бесплатного природного ресурса, и без его разрушения?
Александр Харченко подчеркивает, что в системе адаптивного биологизированного земледелия рентабельность производства пшеницы достигает 100-600% в зависимости от региона и сложившихся агроклиматических условий сезона.
В 2012 году в условиях засухи ООО «Ресурс» Агаповского района Челябинской области при среднерайонной урожайности 6,5 ц яровой пшеницы с гектара получил 15 ц/га (как в обычные годы), а на лучших полях — 30 ц/га.
5-ый год специалисты ведут работу в ОАО «Красная заря» Емельяновского района Красноярского края. Поэтапно за 4 года внедрения системы удалось поднять урожайность яровой пшеницы с 34 до 80-90 ц/га. На отдельных участках получено 110 ц/га при среднерайонной урожайности этой же пшеницы 22-24 ц/га. На полях этого хозяйства в последние годы проводятся Дни поля, аграрии и ученые края часто приглашают специалистов проводить краевые обучающие семинары.
600 процентов рентабельности производства озимой пшеницы удалось достичь в ООО «Пчелка» Мичуринского района Тамбовской области. Специально для этого хозяйства, которое находилось на стадии банкротства и не имело оборотных средств, совместно со специалистами ООО «Беркана» г. Воронеж была разработана технология выращивания пшеницы с минимальным бюджетом гектара.
Получена урожайность 43 ц/га с потенциалом роста.
Опыт также показал, что для подведения итогов работы по новой технологии необходимо вырабатывать и новые научные подходы, терминологию и методологию, чтобы всесторонне и полно оценить полученные результаты.
На фото 85-дневная яровая пшеница Новосибирская 31, Емельяновский район Красноярского края.
Результат внедрения части элементов системы адаптивного биологизированного земледелия:
Система адаптивного биологизированного земледелия позволяет увеличить урожайность сельхозкультур в 2,5 раза, дает удешевление производства растениеводческой продукции именно за счет максимального использования бесплатного природного ресурса для ее выращивания. Экономика сельскохозяйственного производства определяется соотношением природного и человеческого ресурсов в продукции растениеводства.
1. ПРИРОДНЫЙ (бесплатный) ресурс
2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (платный/затратный) ресурс
В Системе адаптивного биологизированного земледелия выделяется 4 основных принципа-технологии:
1. Применение химических средств защиты совместно со специальными биологическими препаратами на основе сложных синтрофных микробных ассоциаций, способных приживаться в почве и производить коррекцию (исправление) микробных сообществ, в которых накопились возбудители корневых гнилей и других болезней растений.
2. Технология работы с пожнивными остатками (фактически в современных аграрных реалиях — единственный источник углерода для почвы). Здесь также используются сложные многовидовые микробные препараты, которые превращают солому в микробный компост, восстанавливают здоровье почвы, разрушают плужную подошву и увеличивают влагоемкость почвы.
3. Система некорневых подкормок растворами минеральных удобрений, аминокислотами и биологией в фазы формирования элементов урожайности сельскохозяйственных растений. В данном случае применение минеральных удобрений по листу примерно в 3-5 раз эффективней их внесения в почву и при кратности обработок дает возможность отказаться от агроприема, который называется основным внесением удобрений, а также минимум в 3 раза сократить их дозы внесения на гектар.
4. Для тех, кто готов и может: использовать внедрение систем сберегающего земледелия Stripp-Till и No-Till c четким пониманием и разделением этих моделей как для сухостепной зоны, так и зоны достаточного увлажнения.
Необходимо отметить, что с понятием «здоровья почвы» неразрывно связаны методы выращивания культур без обработки почвы No-till и Strip-till. Можно сказать, что их внедрение невозможно без восстановления здоровья почвы. Поскольку, если мы отказываемся от рыхления почвы, то мы должны заменить его рыхлением биологическим, иначе спонтанное уплотнение почвы приведет к резкому снижению урожайности и краху сельхозпроизводства.
Также попытка запустить No-till может сопровождаться вспышкой различных болезней растений и токсикозов за счет накопленных плесневых грибов в почве в предшествующий период. Специальные технологии и руководства к решению этих проблем есть, но они по ряду причин малодоступны и малоизвестны.
В основном все строится на рекламе внедрения No-till и Strip-till с точки зрения экономии топлива за счет сокращения обработок. К внедрению их в производство мало кто подходит системно. Чаще это единичные опыты, которые, к сожалению, носят разрозненный характер. Агрономам не хватает более глубоких знаний и четкой системы внедрения, чтобы получить хороший и устойчивый результат.
Многие аграрии в этой связи с интересом наблюдают за работой украинского фермера и блогера Михаила Драганчука, однако его методы больше адаптированы для Украины. В некоторых зонах России и Беларуси, где среднегодовые осадки составляют около 500-700 миллиметров, переход к системе No-Till, методы и принципы ее внедрения должны быть совершенно другие. Модель для зоны достаточного и избыточного увлажнения будет сильно отличаться от No-Till для сухостепной Украины.
В ближайших номерах “ГлавАгронома” мы продолжим беседу с Александром Генриховичем Харченко. Он прольет свет на последние достижения в ядерной физике и микробиологии, которые можно использовать для управления Redox-потенциалом, фотосинтезом, синтрофными микробными ассоциациями, о влияние на плодородие почв экссудатов корней растений и различных биопрепаратов. Ученый поделится мнением о состоянии современной сельскохозяйственной науки и органическом земледелии. Оставайтесь с нами!