Декарбонизация и растениеводство: о дивный новый мир?

11.11.2021
Технологии
2254

Эволюция препаратов для защиты фотосинтетического аппарата (именно так, а не «фунгициды» и «инсектициды») и продукты для поддержания биопотенциала почв (а не «удобрения»), в ближайшие 5-7 лет приведёт к тому, что применение минеральных удобрений снизится на 10-15%, Девяноста процентов существующих на данный момент «биопрепаратов» будут заменены на реально эффективные, а применение химических сократится до необходимого минимума. При этом вернётся истинное понимание термина «защита растений для получения урожая», вместо существующего сейчас «применить химию, чтобы всех убить…».

Вместе с тем, неотъемлемой частью современных технологий растениеводства уже в ближайшие 3 года станут скаутинг, независимый агроконсалтинг, искусственный интеллект, беспилотная авиация, полная цифровизация технологических операций, точное земледелие и (чуть позже) — принятие решений по обработкам и постановке диагноза. У вас есть деньги и земля? Это хорошо. Но у вас нет тех, кто умеет делать свою работу с прибылью для вас.

Блокчейн, падение импорта, энергетический кризис, коронавирус, цены на газ, появление цифрового рубля, военные конфликты в странах-экспортёрах сельхозпродукции и, в принципе, удорожание средств производства — далеко не все факторы, которые кардинально изменят облик сельского хозяйства. И вам там не будет места, если вы не приготовитесь к этим новшествам прямо сейчас.

Сельское хозяйство — это получать больше с меньшими затратами. Только микроорганизмы могут эффективно увеличить потребление существующих в почве элементов питания для сохранения потенциала урожайности с наименьшими затратами. Однако снижение затрат в данном случае требует увеличения уровня экспертизы для применения эффективных решений.

Независимо от того, какую культуру вы выращиваете, микробиологические фунгициды, инсектициды и даже — (чуть позже) — гербициды уже совсем скоро смогут помочь вам достичь вашей потенциальной урожайности. И все это при невмешательстве (или минимальном воздействии) в ценозы почвы, культурных растений и природных ландшафтов, включая птиц, пчёл и иных животных в пищевой цепи.

Всё, что сегодня предлагает рынок — это, по большей части, либо робкие попытки создать результативные решения, либо откровенные подделки под эффективные продукты, что в целом снижает доверие потребителя к биологизации растениеводства.

Однако, со временем это «просеется» через «решето» адекватности. Через 3-5 лет останутся (либо появятся) только компании, способные реально решать проблемы, а не продающие «кашу из топора»: химические препараты и минеральные удобрения будут снижаться в объёмах применения из-за постоянного значительного роста стоимости и ужесточения экологических требований к их применению.

Современные решения для биоуправления агроценозом и биоконтроля негативных факторов, в отличие от стандартного (и часто бездумного) применения СЗР, уже в ближайшее время станут более экологичными и гораздо более востребованными способами сохранения и повышения урожайности.

И на это будет влиять новый тренд на декарбонизацию всего и вся, как бы мы не относились к Грете Тунберг и её последователям, но факт остается фактом — тренды уже заданы.

Биологизация растениеводства обеспечивает значительную относительную консервацию CO₂ в почве. В принципе, биологизация этому всегда способствовала: зелёные растения — единственные организмы на планете, способные утилизировать углекислоту.

Для этого существует два способа: поддержание здоровья почвы и биологический контроль вредных объектов для сдерживания их на уровне биологических порогов не–вредоносности. Биоконтроль (или второй способ) происходит за счет составления интегрированных схем защиты растений уже на первом этапе перехода к полностью биологизированным системам.

Экологически чистые химические средства защиты растений — это такой же маркетинговый обман, как, к примеру, коровы, которые считаются единственными, чьи продукты жизнедеятельности выделяют метан в окружающую среду и, следовательно, только они якобы являются виноватыми в глобальном потеплении.

А вот препараты, действие которых направлено на сохранение фотосинтетического потенциала фитоценоза и препараты для поддержания в активном рабочем состоянии биопотенциала почв — это будущее растениеводства.

Первые шаги на этом пути уже сделаны. Если вы не заметили — значит, конкуренты уже на этом пути.

Уже сейчас гораздо проще и дешевле составлять планы на следующий сезон по применению микроорганизмов в качестве продуктов, повышающих доступность для растений основных макроэлементов.

Это точно будет дешевле, чем просто вносить фосфор и азот в почву.

Эволюция таких эффективных микробиологических продуктов в скором будущем приведёт к снижению внесения минеральных удобрений за счёт повышения эффективности медиаторов процесса «минералы-растения» — грибов и бактерий.

И что хотелось бы отметить в заключении: основными поставщиками фосфора и калия являются Китай, Россия, Беларусь (калий), Марокко, Тринидад и Табаго. Азот добывают в основном при помощи природного газа: это опять Россия. Излишков удобрений ни у кого нет, а желание повысить урожайность и рентабельность — есть.

Энергетический кризис и цена газа, которая еще не скоро вернётся к значениям 2020 года, вызвали панику, закрытие заводов по производству минеральных удобрений в Европе и повышение цен на продукцию (например, в Бразилии калийные удобрения выросли в цене в два раза по сравнению с прошлым годом. Как думаете, что будет с их соей?).

В общем, мировые проблемы с ценовым шоком и поставками минеральных удобрений и глифосата продолжатся и в следующем сезоне. Это далеко не все предикторы растущего значения биологических продуктов в растениеводстве…

А вы на чьей стороне?

Узнавайте первыми актуальные агрономические новости России и мира на наших страницах

Больше о Технологиях

Всё о Технологиях
VK_DMCA