К 2025 году планируется довести долю отечественных тепличных овощей на российском рынке до 85%. Поддержка этого направления АПК является одним из важных факторов продовольственной безопасности страны. В связи с пандемией коронавируса отрасль претерпевает негативные изменения. Об этом шла речь на виртуальной дискуссии экспертов «Перспективы развития тепличной индустрии России в современных экономических реалиях». За развитием событий вебинара следила редакция «ГлавАгроном». С мнениями экспертного сообщества о вышеупомянутых проблемах отрасли мы знакомим и наших читателей.
Президент Ассоциации «Теплицы России», Алексей Ситников
Сейчас непростое время для экономики страны и всего мира. Вместе с тем, в 2020 г. планируется вырастить и реализовать 1 млн 300 т тепличных овощей, а это значит почти полностью заместить импорт огурцов и томатов. Актуальной является задача — поиск новых технологий и расширение перечня ассортимента продукции. Не секрет, что 90% перца и баклажанов поступают на полки магазинов из-за рубежа. Наша основная задача — производить больше продукции и продавать дешевле, сделав ее более доступной для потребителя. Ведь свежие фрукты и овощи укрепляют иммунитет для противостояния вирусу.
Сейчас производители тепличной продукции вносят коррективы в свой бизнес, так как столкнулись с определенными угрозами:
Тревожит рост товарных остатков на складах, диспаритет между отпускными ценами и стоимостью продукции на полках торговых сетей.
Начало сотрудничества с Ассоциацией компаний розничной торговли позволит производителям расширить горизонты планирования и перспективы. А присоединение к Кодексу добросовестных практик даст возможность решать споры между производителями и продавцами в рамках корпоративной этики, а также будет способствовать корректировке цен.
Исполнительный директор Департамента развития корпоративного бизнеса ПАО «Сбербанк», Татьяна Крейтор
Негативно сказывается на работе индустрии самоизоляция и слабая организация доставки продуктов питания в удаленные регионы. Доходы населения снизились и, как следствие, уменьшился трафик в розничных сетях на 40-70%. Для производителей тепличных овощей утрачен доступ к сектору общественного питания, а это около 30% объема рынка. Необходимо отметить высокую кредитную нагрузку и рост затрат на дополнительную упаковку (от 40 до 80 руб./кг).
Однако благодаря мерам государственной поддержки обеспеченность Российской Федерации собственными овощами и фруктами растет. Были реализованы новые инвестиционные проекты в 2018-2020 гг. в регионах с высокой импортной составляющей. Появилась возможность пролонгации до 12 лет кредитов на строительство новых комплексов по Постановлению правительства РФ №1528 от 29.12.2016, а общий лимит кредитования на одного заемщика увеличен до 600 млн руб.
В мае-июне этого года вступят в силу новые инициативы:
Последнее предложение будет актуально после верификации списка системообразующих предприятий в министерствах экономики и сельского хозяйства. Инициатива Банка — увеличить лимиты поддержки, конечно же, при условии выделения дополнительных средств Министерством финансов.
Заместитель генерального директора компании «Гринхаус» Анна Чумаченко
Одним из главных отрицательных факторов является продолжающийся рост цен на энергоносители, доля которых в себестоимости продукции составляет до 50%, а также девальвация рубля, которая привела к дополнительным затратам на производство. Ведь возросли цены на те компоненты, которые хоть и производятся в России, но имеют большую долю экспортной составляющей.
Специалисты компании «Гринхаус» фокусируют внимание на активном сотрудничестве с крупными торговыми сетями, куда отгружается до 80% продукции. В тепличном комплексе, введенном в эксплуатацию в 2018 г., ежегодно выращивается до 22 тыс. т овощей. Необходимо отметить рост авторитета отечественной качественной овощной продукции у российских покупателей. Мы гибко реагируем на смену настроений потребителей, расширяем свой ассортимент, планируем оптимизировать затраты благодаря новой технологии выращивания томатов и дальнейшей цифровизации внутренних процессов.
Директор филиала ТК «ЮгАгроХолдинг», Анета Делалова
Один из необходимых шагов — сокращение потерь и избыточных затрат, которые можно выявить путем проведения агрологистического аудита. В его рамках могут быть проанализированы процессы планирования, учета, управления качеством, сбора урожая, отгрузки, транспортировки, хранения и упаковки для создания эффективной системы руководства бизнесом и снижения потерь.
Для решения назревших в отрасли вопросов участники дискуссии обсудили ряд мер. Это тесное взаимодействие с министерствами сельского хозяйства и экономики для внесения в законодательные проекты новых предложений по развитию. Они будут включены в перечень актуальных вопросов и направлены на рассмотрение.
В ходе вебинара «Перспективы развития тепличной индустрии России в современных экономических реалиях» также отмечалось, что необходимо инициировать возможность выделения субсидий на реконструкцию старых тепличных комплексов, так как в существующем законодательстве такая поддержка не предусмотрена. В таких комбинатах уже есть квалифицированные специалисты и отработанные технологии, а модернизация позволит нарастить объемы производства на существующих площадях, что и требуется в нынешних экономических условиях.
Участники дискуссии уверены, что нужно расширить список предприятий, которым может быть оказана помощь. Например, пока возможностью пролонгации кредитов не могут воспользоваться предприятия по грибоводству, хотя в такой поддержке они тоже нуждаются. Важной мерой будет также мораторий на применение штрафных санкций со стороны торговых сетей в случае перебоев в поставках продукции пищевой промышленности, овощей, фруктов и ягод.
Эксперты обсудили и возможность помощи тепличной отрасли субъектами Российской Федерации, ведь у них есть такое право в отношении предприятий, работающих на открытом грунте. Тепличная индустрия тоже должна иметь такую поддержку, т.к. сталкивается с теми же трудностями и проблемами. В планах производителей — создание совместно с торговыми сетями эффективных и удобных площадок для онлайн-торговли, где покупатель увидит на своем электронном устройстве актуальный ассортимент продукции в точности как на полках магазина для увеличения доли торговли с доставкой на дом.
Самая большая статья затрат овощеводства в закрытом грунте — это расходы на электроэнергию. Поэтому вопрос о субсидировании этих расходов, снижении тарифов, компенсации затрат тоже планируется включить в список инициатив.
Кризис — это не только трудности и проблемы, но и новые возможности для развития. На вебинаре отмечался рост интереса покупателей к овощам и фруктам за последние несколько лет. Теперь свежие огурцы и томаты перешли в разряд обязательных продуктов для потребления в каждой семье. Ожидается, что пандемия подстегнет интерес потребителей к здоровому питанию, а предприятия — к развитию. А государство будет и в дальнейшем оказывать необходимую поддержку тепличной индустрии.
Cветлана Даренских, «ГлавАгроном»