Современный свеклосахарный комплекс России представляет собой масштабное объединение промышленных предприятий, производящих сахар, и аграрных хозяйств, нацеленных на промышленное производство сахарной свеклы, находящихся друг с другом в тесной технологической кооперации. Это масштабное объединение территориально располагается в 26 регионах страны, в совокупности охватывая земельные площади около 5 млн га, включает 75 сахарных заводов [1]. Он неразрывно связан с производителями и поставщиками сельскохозяйственного и промышленного оборудования, удобрений и средств защиты растений, технологических вспомогательных средств, инжиниринговыми компаниями, логистическими сетями и рынком ритейла. Производимый свеклосахарным комплексом в качестве пищевого продукта сахар используется в ежедневном рационе питания практически каждого россиянина, а также широко применяется в разных отраслях экономики; его потребление в стране в последние годы сложилось на уровне 5,2-5,7 млн т в год.
Развитие свеклосахарного комплекса России в последние годы характеризуется положительной динамикой, в основе которой лежит техническое и технологическое перевооружение свекловодства и перерабатывающих мощностей. Практически ежегодно ставятся рекорды по объему произведенного свекловичного белого сахара с максимальным уровнем в 6,64 млн т в сезон переработки 2017-2018 гг. Хотя по итогам производственного сезона 2018-2019 гг. рекорда не случилось, объем произведенного сахара составил 5,95 млн т, сахарная отрасль все-таки вступила в период профицита сахара. И в дальнейшей перспективе создаются предпосылки к устойчивому перепроизводству свекловичного сахара за счет увеличения среднесуточной производительности заводов, сокращения потерь сахара в производстве. Складывающаяся конъюнктура приводит к возникновению новых вызовов для свеклосахарного комплекса России, на которые следует давать адекватный ответ.
Основным вызовом в условиях перепроизводства товара является его конкурентоспособность. Соответственно, для белого сахара эта рыночная категория весьма важна, причем в самых разных аспектах. Однако, поскольку это пищевой продукт, на первый план выдвигается его потребительская конкурентоспособность, определяемая качеством. При этом, в мире в разных отраслях экономики — сельском хозяйстве, промышленном производстве наметилась тенденция выпуска пищевой продукции с востребованными потребительскими свойствами (органолептическими, физико-химическими) — как известными для традиционных продуктов, так и новыми, формируемыми меняющимся укладом жизни человечества. Все это делает категорию качества важной точкой приложения сил. Пока же в основной массе сахар, выпускаемый сахарными заводами России, соответствует уровню полубелого по международной классификации, лишь около 5% из общего количества соответствуют рыночным требованиям международного рынка и заданному потребителями качеству.
Следует подчеркнуть, что в этой нише отрасль уже делает определенные шаги, являющиеся ответом на возникший вызов: расширяется ассортимент сахара за счет использования разных видов упаковки (пакеты, пакетики, мешки, биг-бэги разной номинальной массы) кристаллического сахара; около 10% свеклосахарных заводов приступили к выпуску кускового сахара, только в 2019 г. на ООО «Перелешинский сахарный комбинат» запущена линия мощностью 25 т/сутки; все больше возрастает интерес к реализации технологий, позволяющих производить сахар высших категорий; появились общероссийские бренды и торговые марки сахара от производителей — Чайкофский, MonCafe, Услад; наметилось сегментирование сахарных заводов в части специализации по выпуску сахара для определенных промышленных потребителей (производителей кондитерских изделий, безалкогольных напитков длительного хранения и др.), такие кластеры сложились в Липецкой, Орловской, Тамбовской, Курской областях, Краснодарском крае. Следует предположить, что направление качества как аспекта конкурентоспособности будет развиваться и далее, тем более, что конкурс «Лучший сахарный завод России», проводимый ежегодно Союзом сахаропроизводителей России совместно с Министерством сельского хозяйства предусматривает в качестве одного из соревновательных критериев объем выпуска сахара высших категорий качества.
Отдельным аспектом конкурентоспособности, но в то же время во многом связанным с обеспечением качества сахара, выступает наличие у предприятия систем менеджмента, которые чаще всего реализуются в интегрированном виде как механизм управления качеством и безопасностью пищевой продукции, включая прослеживаемость. Например, на сахарных заводах внедрены системы менеджмента безопасности и качества, основанные на стандартах ИСО 9001:2015, ИСО 22000:2018, FSSC 22000, одно из предприятий внедрило штрихкодирование мешков с сахаром как атрибут учета и прослеживаемости товара. Но во всем этом отсутствует увязка с сырьевой составляющей. Однако для такой масштабной системы как свеклосахарный комплекс, работающей по принципу технологической кооперации, важным является производство технологически адекватного сырья для переработки. Решение этой задачи возможно с применением системы прослеживаемости сахарной свеклы, позиционируемой в качестве инструмента мониторинга формирования и управления процессами производства технологически адекватной сахарной свеклы. Научные основы этой системы прослеживаемости, основными участниками которой являются свеклосеющее хозяйство и сахарный завод, разработаны в НИИ сахарной промышленности ФГБНУ «Курский ФАНЦ» [2]. Реализация прослеживаемости позволит повысить качество сахарной свеклы, снизить ресурсозатраты на ее переработку, в итоге достичь сбора сахара более 8 т/га посевов и улучшить его качество.
Обеспечение безопасности и качества сахара на предприятиях осуществляется благодаря системе технологического контроля. Однако еѐ базовые положения разрабатывались в 80-х гг. XX в. и в современных условиях система контроля становится сдерживающим фактором конкурентоспособности предприятий. Именно поэтому возникает необходимость превратить систему контроля в реальный инструмент управления технологическим потоком, обеспечивающий гибкость технологической линии по отношению к выпуску продукции с заданными характеристиками. Такие работы ведутся в НИИ сахарной промышленности ФГБНУ «Курский ФАНЦ»: предложена новая парадигма системы технологического контроля производства сахара [3], проводится изменение сущностного наполнения элементов структуры, актуализация объектов, параметров и периодичности контроля, методик измерений.
Таким образом, ответ отрасли на вызов усиления роли конкурентоспособности по качеству сахара предусматривает различные меры стандартного характера и специфические, опирающиеся на развивающуюся научную базу.
Наряду с конкурентоспособностью по качеству, предприятие должно обладать экономической конкурентоспособностью. В данном сегменте весьма выпукло проявляются экологические вызовы, которые имеют национальную специфику, выраженную в провозглашении презумпции экологической опасности любой хозяйственной деятельности, а также государственного регулирования природопользования на основе технологического нормирования в сфере охраны окружающей среды и применения наилучших доступных технологий. При этом часто нормативные документы в данной сфере не разработаны или вступают в противоречие друг с другом.
Исходя из презумпции экологической опасности любое предприятие сахарной промышленности рассматривается как потенциальная угроза для окружающей среды. Ввиду особенностей технологии переработки растительного сырья характерными для сахарных заводов являются следующие поступления в окружающую среду: выбросы газообразных загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы жидких загрязняющих веществ в водный объект, размещение твердых отходов производства и потребления в окружающей среде, поступление в окружающую среду энергии.
Государственное регулирование природопользования предусматривает разделение предприятий на 4 категории по степени негативного воздействия на окружающую среду. Однако критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующим категориям, определенные Постановлением Правительства Российской Федерации № 1029 от 28 сентября 2015 г., до настоящего времени остаются размытыми и нечеткими, что позволяет применять их в разных регионах весьма субъективно. Отрасль в лице Союза сахаропроизводителей России представила свои мотивированные консолидированные предложения по внесению изменений в данное Постановление.
Длительное время из-за противоречий в разных документах почти вне закона оказались очистные сооружения сахарных заводов — поля фильтрации, когда ряд региональных природоохранных служб считал поступление сточных вод на очистку на поля фильтрации сбросом загрязняющих веществ. Лишь в июле 2019 г. благодаря усилиям Союза сахаропроизводителей России и НИИ сахарной промышленности ФГБНУ «Курский ФАНЦ» удалось получить разъяснение Минприроды России о том, что направление сточных вод на поля фильтрации не считается нарушением природоохранного законодательства.
Побочный продукт производства сахара — сырой жом на многих сахарных заводах приобрел статус товара и реализуется сельхозпроизводителям для использования в качестве корма, агропрепарата и для других целей. При этом как любой товар, он должен иметь соответствующий нормативный документ, в противном случае он переходит в разряд отходов; такой документ отсутствовал. В целях решения данного вопроса, НИИ сахарной промышленности ФГБНУ «Курский ФАНЦ» был разработан стандарт организации СТО «Жом свекловичный сырой», позволяющий без проблем реализовывать этот продукт.
Что касается применения наилучших доступных технологий, в стране введены новые документы в области стандартизации — справочники по наилучшим доступным технологиям. Сахарная промышленность России, как одна из подотраслей, производящих продукты питания, является объектом применения такого справочника [4], который рекомендует шесть технологий в качестве наилучших доступных технологий для сахарной отрасли. Технологические показатели указанных технологий определены приказом Минприроды от 06.06.2019 г. № 355 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства продуктов питания». Внедрение предприятиями данных технологий позволит решить первостепенные задачи отрасли: сократить расход свежей воды; уменьшить объемы выбросов отработавших газов и сахарной пыли в атмосферу; минимизировать объемы сточных вод; исключить превращение свекловичного жома в отход, полностью вовлекая его в оборот; предотвратить загрязнение грунтовых вод загрязняющими веществами, а также избежать штрафных санкций контролирующих органов [5].
Соответственно, ответ отрасли на возникшие экологические вызовы предусматривает соблюдение требований экологического законодательства в текущей деятельности и при модернизации технологических линий.
Генерирование ответов отрасли на возникающие вызовы должно опираться на знания, аккумулированные сообществом из представителей бизнеса и науки как интеллектуальные ресурсы. Инструментом формирования таких ответов должно стать технологическое предвидение, формирующее консенсус относительно образа желаемого будущего у всех заинтересованных сторон.
Для реализации этого возникает востребованность профессионалов со знанием информационных технологий, обладающих системным мышлением и ключевыми управленческими компетенциями. Пока такие навыки современная высшая школа не прививает, что требует развития отраслевой системы переподготовки кадров. В данном направлении ценен опыт Учебного центра дополнительного профессионального образования специалистов сахарной промышленности [6], который на протяжении 10 лет организует курсы повышения квалификации для работников сырьевых и технологической служб сахарных заводов, где новые знания и компетенции получили более 200 человек, ежедневно применяя их в текущей профессиональной деятельности.
Решение новых задач в ответ на вызовы является для свеклосахарного комплекса России непрерывным амбициозным проектом, который успешно реализуется совместными усилиями.