Технология No-Till в России: реальный опыт Август-Агро

11.02.2021
Технологии
2201
Фото: Михаил Суровцев
Михаил Суровцев — заместитель генерального директора по производству ООО УК «Август-Агро»

Михаил Суровцев — заместитель генерального директора по производству ООО УК «Август-Агро» в эксклюзивном интервью корреспонденту «ГлавАгроном» в рамках проведения агротехнологической выставки «ТатАгроЭКСПО» рассказал об особенностях производственного процесса, налаженного в хозяйствах компании, преимуществах применения технологии No-Till. Он объяснил, почему упор в хозяйствах ООО УК «Август-Агро» делается именно на «нулевой обработке» почвы, какие результаты удается получить ежегодно по урожайности и в чем заключается весь технологический процесс, начиная от подготовки почвы и заканчивая уборкой урожая.

Локация сельскохозяйственных предприятий «Август-Агро», 2020 год. Фото: Михаил Суровцев

ГлавАгроном. Работа вашего хозяйства выстроена преимущественно по технологии No-Till. Расскажите, чем обусловлен данный выбор? Какая градация посевов у вас выстроена?

Михаил Суровцев. Система No-Till (прямой посев) в нашем хозяйстве является преобладающей. В севообороте следующая градация культур: 50% зерновых (озимая и яровая пшеница, яровой ячмень), 10% гороха, 15% подсолнечника и около 20% рапса.

Формирование севооборота. Фото: Михаил Суровцев

Все остальное занято кормовым клином. Новые площади земель мы сразу же отправляем в севооборот и возделываем. Кормовой клин представляет собой многолетние и однолетние травы, в том числе люцерна, а также кукурузная смесь. Если говорить о площадях под кормовыми культурами, то суммарно выходит приблизительно 5 тыс. га.

ГлавАгроном. Такой набор культур чем продиктован? Почему именно данный вариант севооборота применяется в ваших хозяйствах?

Михаил Суровцев. Мы работаем для того чтобы быть экономически эффективными, выбираем так называемую «золотую середину». Наша задача — отдавать предпочтение коммерческим культурам, которые идеально подходят под принципы нашего севооборота, пользуются высоким потребительским спросом и отличаются стабильной ценой на рынке при реализации.

Структура ООО «Август-Муслюм» 2018-2020. Фото: Михаил Суровцев
Производственные показатели. Растениеводство. Фото: Михаил Суровцев
Выручка без НДС. Растениеводство. Фото: Михаил Суровцев

ГлавАгроном. Чем для вас так привлекательна технология No-Till? Объясните почему?

Михаил Суровцев. Надо понимать, что почва — это живой организм, и не надо вмешиваться в ее развитие. На данный момент есть ряд технологий (защита растений, минеральное питание), посевные комплексы, которые могут выполнять те задачи, которые нам нужны для работы «по нулю». Почву нежелательно трогать, т.к. это живой организм, в котором происходят живые процессы, и она может сама себя при необходимости восстанавливать.

Основы технологии при севе. Фото: Михаил Суровцев

При проведении механических обработок происходит активное разрушение почвы с выделением углекислого газа, процессами гниения. Уничтожается абсолютно вся микрофлора, запускаются ветровые и водные эрозии. Ведь не зря поверхность земли в природе без воздействия человека покрыта растительными остатками. Надо учиться этому у природы, подстраиваться под нее и наблюдать.

Гумус, в среднем, кто занимается по классической технологии обработки пашни, падает у всех, т.е. если посмотреть на показатели 20-летней давности и сравнить их с сегодняшними, разница будет очевидна. Нулевая технология помогает нам сохранить плодородие почвы в целом: и для будущих поколений, и для себя. На сегодняшний день есть немало примеров хозяйств, работающих по No-Till более десяти лет. И даже несмотря на мнение скептиков, у этих хозяйств очень хорошие производственные показатели.

ГлавАгроном. Расскажите, каких вы добились показателей, отдав предпочтение нулевой технологии?

Михаил Суровцев. В 2020 году озимую пшеницу в Татарстане мы собрали в районе 4-4,2 т в бункерном весе. По яровой пшенице этот показатель составил 3,5 т, ячменя — 4 т, подсолнечника — 2,4 т (при средней влажности 15-18%), ярового рапса было собрано в районе 2 т.

Озимая пшеница, 2020 год. Фото: Михаил Суровцев

ГлавАгроном. Чем обусловлен сев подсолнечника и рапса? 

Михаил Суровцев. Мы стараемся чередовать севооборот. Семена подсолнечника убираются позже, уборка по рапсу стартует раньше. Уборочную кампанию мы начинаем с озимых, после них приступаем к уборке гороха, далее идет яровая пшеница, яровой рапс и подсолнечник.

Подсолнечник, 2020 год. Фото: Михаил Суровцев

ГлавАгроном. Почему в вашем севообороте преобладает именно яровой рапс, а не озимый?

Михаил Суровцев. Озимый рапс высеяли на пробу в 2020 году, засеяв им 20 га. В нашем районе это экспериментальный сев. С озимым рапсом мы играем в «русскую рулетку». Прежде всего, будем смотреть на такой параметр, как перезимовка. Как показывают наблюдения в прошлые годы, рапс обычно плохо перезимовывает. Хорошая перезимовка фиксируется буквально один раз в пять лет. В остальные годы процент перезимовавших растений очень плохой.

Рапс, 2020 год. Фото: Михаил Суровцев

ГлавАгроном. Какие основные проблемы у вас на зерновом клине по сорнякам, болезням, вредителям? Как проводится борьба?

Михаил Суровцев. С сорняками справляемся за счет собственных препаратов. Преимущественно преобладают многолетние сорняки. Если работаем с новыми площадями, то акцент делаем на гербицидных обработках. В среднем, гербицидами работаем в течение трех лет, и уже можем наблюдать достаточно высокие показатели по урожайности сельскохозяйственных культур. На подсолнечнике отмечаются единичные случаи заразихи, для зерновых характерны ржавчина и фузариозы. 

Мы придерживаемся интенсивной технологии, используя дорогие импортные семена, применяем много удобрений, в том числе не скупимся на защитные мероприятия. Наш основной принцип — работа на опережение. Большая часть обработок проводится именно в профилактических целях. Обработки проводятся дважды в сезон, третья обработка ведется только в том случае, если отмечается развитие болезни.

Основные вредители — это трипсы и клопы. Два года назад была отмечена плохая перезимовка озимых. Около 30% не вышло из зимовки. На растениях отмечалось запревание, снежная плесень. Однако такая ситуация была характерна не только для наших хозяйств, но и в целом по Татарстану и Башкортостану. В 2019 году по рапсу наблюдалось большое заселение капустной молью.

ТОП главных вопросов о No-Тill в России

ГлавАгроном. Насколько лимитированы по влаге ваши регионы и хозяйства, и какие почвы преобладают?

Михаил Суровцев. В среднем за год у нас выпадает около 450 мм осадков. Этого объема для формирования тех плановых показателей, которые мы закладываем изначально, более чем достаточно. Преобладают лесные почвы и черноземы. Именно поэтому нами была сделана ставка на технологию No-Till, которая позволяет аккумулировать влагу: меньше испарений, больше влагоемкости в почве.

ГлавАгроном. При достаточно развитом животноводстве как вносится «органика» в почву при технологии No-Till?

Михаил Суровцев. На данный момент мы активно реализуем переход на более современные технологии по внесению жидких фракций на поля. Внесение ведется тракторами, однако уже на следующий год планируем поставить специальные дождевальные системы орошения, посредством которых будет проводится внесение жидкой фракции в почву. А твердая фракция будет сушиться и поступать на подстилку скоту, а также частично вноситься на некоторых прифермских полях.

ГлавАгроном. Расскажите о планах по запуску семенного хозяйства?

Михаил Суровцев. В планах — одно из хозяйств сделать именно семенным. Площади под ведение семеноводческой деятельности мы взяли только в 2020 году. В текущем году территория пройдет оборот, будет выполнена оценка всех полей, проведена их очистка, подготовка и уже после этого приступим к развитию семенного направления по выращиванию яровой пшеницы, ячменя, гороха и озимых.

ГлавАгроном. Какие показатели кислотности почвы характерны для ваших хозяйств и применяете ли вы микроэлементы?

Минеральное питание. Озимая пшеница, яровая пшеница, ячмень. Фото: Михаил Суровцев

Михаил Суровцев. В наших хозяйствах преобладают кислые и среднекислые почвы, которые своевременно проходят известкование. Наши специалисты регулярно отдают образцы почвы на агрохимический анализ. Исходя из результатов, уже решаем вопрос проводить известкование или нет.

Минеральное питание: горох, подсолнечник (пропашная технология), подсолнечник (Борго). Фото: Михаил Суровцев

Акцент делаем на внесение бора, сера вносится у нас больше в комплексных удобрениях с основной заправкой, также дополнительно применяем медь, сульфат магния. Для масличных в качестве основного микроэлемента: бор, для зерновых — цинк.

Минеральное питание: рапс. Фото: Михаил Суровцев

ГлавАгроном. Какая техника используется в ваших хозяйствах для обработки посевных площадей?

Михаил Суровцев. В основном мы используем посевные комплексы Bourgault дискового и анкерного типа. Дисковые применяются для посева зерновых культур по стерне подсолнечника сразу весной, без обработок, а также по севу озимой пшеницы и по гороху. По остальным культурам используются анкерные сеялки. Если говорить о процентном соотношении, то в наших хозяйствах 60% приходится на анкерные сеялки, 40% на дисковые. Выбор типа сеялки полностью зависит от того, какой предшественник был на поле. 

Сев подсолнечника также осуществляется посредством посевных комплексов Bourgault. Результаты получаются более чем удовлетворительные. На сегодняшний день не обязательно использовать специализированную пропашную сеялку для сева подсолнечника. Мы больше за унификацию. У посевного комплекса Bourgault междурядье составляет 25 см, если говорить о классической технологии сева, то расстояние между семенами в ней составляет 20-25 см. В принципе, те же самые показатели. Мы специально провели сравнение двух технологий: в 2019 году и в 2020 году результаты были одинаковые, что по пропашной технологии, что при севе посевными комплексами Bourgault. 

Конечно, у нас есть поля, демонстрирующие не очень хорошие результаты по урожаю. Однако есть поля, где урожай «выстреливал». Средний показатель урожая подсолнечника с площади в 7,5 тыс. га составил 2,4 т. Причем половина семян была посеяна именно сеялками Bourgault, вторая половина — пропашными сеялками Vaderstad Tempo.

ГлавАгроном. Какие агрегаты используются в ваших хозяйствах для проведения дискования?

Михаил Суровцев. В своей работе мы используем немецкие дискаторы, они больше подходят для выравнивания поверхности почвы на полях. Лущение мы вообще не проводим. Основной принцип технологии, которую мы применяем, — практически полное отсутствие какой-либо обработки. Дискование выполняется преимущественно на полях, которые только вводятся в оборот, к примеру, это залежные земли или территории, где ранее выращивались многолетние культуры. После дискования мы высеиваем озимую пшеницу; после уборки, если того требует ситуация, повторно проводим дискование, а далее — дискаторы не используются.

Для равномерного распределения пожнивных остатков на полях после уборки зерновых мы используем штригельные бороны. Больше у нас никаких почвообработок нет. Осенью смотрим по ситуации, если требуется, проводим обработку глифосатом в случае наличия сорной растительности. По весне также проводим оценку почвы, при необходимости работаем глифосатом, выполняем предпосевную подготовку и далее уже сев.

ГлавАгроном. Какие агрегаты используются для внесения СЗР, удобрений и других манипуляций?

Михаил Суровцев. Основной упор при обработке средствами защиты делается на самоходные опрыскиватели. В этой технике кроме высокой стоимости нет абсолютно никаких минусов. Из моделей отдаем предпочтение самоходным опрыскивателям зарубежного производства. Отечественные опрыскиватели применяем преимущественно для глифосатных обработок и внесения КАС.

Все виды подкормок вносятся с помощью Тумана производства Пегас-Агро. 

Более 50% площадей озимых культур подкармливается карбамидом глубокой осенью. Мы стараемся дождаться промерзания почвы, далее под снег закладываем карбамид для так называемой «консервации», чтобы весной, особенно на проблемных участках, куда технике практически невозможно добраться, озимые были обеспечены полноценным питанием. Первая подкормка остальных площадей в весенний период выполняется селитрой, вторая — КАСом. Для этих целей мы применяем Туман, либо самоходные опрыскиватели. 

Наши комплексы позволяют одновременно вносить в почву семена, а также два вида удобрений. Один вид удобрений у нас вносится в сошник с семенами, второй вид вносится уже в междурядья. 

В 2020 году мы делали акцент на использование сульфоаммофоса по схеме 20-20-14 и серу, в 2021 году планируем перейти на «азофоску» — это 15-15-15 плюс 10 серы. В прошлом году мы оценили полученный результат именно исходя из данной схемы внесения, поэтому в текущем сезоне планируем в большей степени на нее переходить.