Урожайность сои – культуры хоть и капризной в выращивании, но отзывчивой, во многом определяется грамотно выстроенной системой гербицидной защиты. К выбору продуктов, особенно сейчас, в условиях санкций и нарушенных поставок, следует подходить максимально ответственно и грамотно – препараты, разрешенные к применению на сое могут спровоцировать фитотоксичность на других культурах, участвующих в севообороте. Независимый эксперт Станислав Борисов является одним из немногих специалистов, знающих о технологии выращивания сои в России абсолютно все. В преддверии начала сева сои в ЦФО и других регионах эксперт рассказал о бентазоне – как одном из основных гербицидов, использующихся в системе защиты сои от сорняков, а также об индивидуальных схемах защиты сои в условиях дефицита бентазона.
Для начала необходимо разобраться с местом бентазона в системе защиты сои и почему без этого действующего вещества сложно обойтись. Бентазон это чисто фолиарный гербицид, он не обладает почвенной активностью, но при этом эффективно проникает в сорняки через наземные органы. Режим действия фотосистемы 2 широколиственных сорняков.
В чистом виде бентазон 480 гдв применяется с нормой расхода от двух до четырех литров. Два литра считаются малоэффективными, 4 литра – дорого, фитотоксично, спектр «не дотягивает до идеала».
Поэтому препараты на основе бентазона чаще всего применяют в качестве базового компонента баковых смесей.
Баковые смеси с бентазоном – это так называемая «волшебная таблетка для ленивых». Если агроном пропустил уязвимые фазы развития сорняков правильно подобранные партнёры или партнёры бентазона помогут справиться с ситуацией.
Например, самая популярная в России комбинация – это бентазон с тифенсульфуроном.
* Граминициды в текущих баковых смесях могут как усиливать работу, так и терять эффективность.
Отсутствие бентазона не так катастрофично. Однако придется самостоятельно или с привлечением сторонней службы агросопровождения мониторить рост и развитие сорняков.
Судя по высоте снежного покрова, в текущем году сложатся максимально благоприятные условия для работы гербицидами почвенного действия.
Поэтому, первая рекомендация специалиста – страхуйтесь гербицидами почвенного действия. Базовые компоненты почвенной защиты – это хлорацетамиды: С-Метолахлор, Пропизохлор, Диметенамид.
В таблице представлены возможные варианты сочетания с гербицидами-партнерами. В чистом виде можно применять, как хлорацетамиды, так и гербициды из правой колонки в соответствии с регламентами.
Идеи баковых смесей – расширение спектра до однолетних злаковых сорняков.
Недорогой альтернативой могут быть имазетапир против злаковых и однолетних двудольных сорняков или диклосулам против однолетних двудольных сорняков. Но в рекомендованных нормах они скорее будут обладать фитотоксичностью для последующих культур.
Но с другой стороны, нет плохих продуктов, есть особенности их применения, которые придется соблюдать. Раннее волны широколиственных сорняков можно уничтожать тифенсульфуроном. Однако, начиная с первого тройчатого листа культуры работу необходимо проводить с использованием тифенсульфурона с хлоримуроном. В чистом виде можно работать имидазолинонами, диклосуламом, фомесафеном, ацифлуорфеном.
Все названные продукты по-своему обладают фитотоксичностью, которая, как правило, вызывается повышением нормы в связи с перерастанием сорняков или добавлением в баковую смесь граминицидов.
При любой ситуации стратегия фолиарных гербицидов строится на ранней фазе развития сорняков.
Самый простой способ – не дожидаться перерастания сорняков. Однако есть и экономические баковые смеси, например, с точки зрения нормы расхода бентазона – это смесь с фомесафеном и ацифлуорфеном.
Заменить бентазон данные препараты полноценно не могут. По режиму действия фомесафен и ацифлуорфен ингибиторы ППО. Как бентазон – это контактные продукты. Однако по отношению к сое они более агрессивные и повышение нормы расходов приведет к фитотоксичности. Тем более, если смешивать их с ЛС-блокаторами.
В китайской практике часто применяют в смеси с кломазоном и квизалофопом. Соотношение показано в таблице:
Станислав Борисов обращает внимание на следующий момент: начиная со второго тройчатого листа происходит активная нодуляция, то есть начало симбиоза ризобактерий с корневой системой сои. Фитотоксичность на данном этапе влияет на качество нодуляции.
Выводы: