С середины XX века биологический контроль стал широко применяться в сельском хозяйстве в качестве средства защиты сельскохозяйственных культур от вредителей. Использование болезни для контроля над популяцией являлось относительно редким методом. Чаще всего биологический контроль означал введение естественного врага в окружающую среду. Это более экологичный метод борьбы с вредителями, но вмешательство в такую экосистему требовало максимальной осторожности.
Вредители наносят серьезный ущерб экономике. Согласно статье, опубликованной в 2017 г. Королевским Ботаническим садом в Кью в Лондоне, вредители и патогены могут обходиться экономике стран до $540 млрд в год, если не предпринимать никаких мер по их уничтожению. Рост международной торговли только ускоряет их распространение. Исследование 2016 г. показало, что США и Китай благодаря своим огромным объемам торговли являются крупнейшими источниками инвазивных видов вредителей для остального мира.
Самыми дорогими для контроля являются те, которые питаются сырьевыми товарами. Капровый жук, считающийся одним из самых опасных вредителей в мире, потребляет различные сушеные продукты, включая рис, и может повредить до 70% запасов зерна во время заражения. Личинки западного кукурузного жука обходятся американским производителям примерно в $1 млрд ежегодно. Эта сумма расходов вызвана потерями урожая и затратами на их контроль.
Стефан Тепфер, научный сотрудник Международного Центра сельскохозяйственных и биологических наук, объясняет, что личинки западного кукурузного жука трудно поддаются контролю, поскольку у них уже выработалась устойчивость к некоторым пестицидам и даже к некоторым культурным методам борьбы, таким как севооборот. Их особенно трудно контролировать в районах, где они не являются «коренными жителями».
Существует целый ряд методов биологической борьбы с личинками западного кукурузного жука, но одним из наиболее эффективных является использование энтомопатогенных нематод.
Применение энтомопатогенных нематод становится все более распространенным способом держать вредителей под контролем. Исследования, проведенные университетом Квинленда, показали, что эта форма биологического контроля позволяет экономить фермерам в Азии от $20,1 млрд до $26,8 млрд в год.
Существует много агентов биологического контроля, и выбор правильного агента для определенного вредителя имеет решающее значение, как объясняет Брайан Спенсер, президент компании Applied Bio-nomics, биологической фирмы по борьбе с вредителями.
Однако один из недостатков энтомопатогенных нематод заключается в том, что могут пройти недели, прежде чем фермеры увидят результаты.
Почему так важно спланировать и предварительно исследовать применение биологических средств защиты прежде чем тестировать их для защиты посевов?
Тростниковая жаба в Австралии, например, была первоначально выведена в надежде, что она будет уничтожать жуков, оккупировавших поля сахарного тростника. В Австралии на борьбу с распространением тростниковых жаб было потрачено более $20 млн ($14,6 млн). Но особого эффекта данный метод защиты не получил.
Точно так же Европейский скворец, который был первоначально завезен в Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию для борьбы с популяциями насекомых. Однако в ходе заселения выяснилось, что, кроме насекомых, он успешно уничтожает сельскохозяйственные культуры.
Уничтожение вредителя — решение, которое не следует принимать легкомысленно, считают специалисты. Попытка уничтожить большое количество одного животного может привести к разрушению пищевой цепочки.
Например, массовое уничтожение воробьев в КНР привело к очень быстрому распространению насекомых-вредителей, которые были основной пищей для пернатых. В результате вредители стали интенсивно распространяться по всем регионам КНР и уничтожать сельскохозяйственные культуры, нанеся колоссальный ущерб продовольственной безопасности страны.
Кстати, именно уничтожение воробьев, по некоторым данным, возросшая численность вредителей и, как следствие, уничтоженный урожай стали причиной Великого китайского голода, периода с 1959 по 1961 гг., когда, по правительственным данным, от голода умерло от 20 до 45 млн человек.
Сельскохозяйственная промышленность переключила свое внимание на биологическую борьбу с вредителями отчасти из-за возросшей озабоченности по поводу воздействия химических пестицидов на окружающую среду и здоровье человека. ЕС вводит запрет на все большее количество пестицидов, что, в свою очередь, побуждает его торговых партнеров использовать альтернативные средства контроля.
Некоторые инсектициды могут вызвать масштабное загрязнение окружающей среды, распространяясь по пищевой цепи. Учитывая это, появление энтомопатогенных нематод является потенциально гораздо менее серьезным посягательством на данную экосистему. Но ими все равно нужно тщательно управлять. Например, другой проблемой использования естественных хищников является парадокс биологического контроля, чем эффективнее хищник, тем больше вероятность того, что он уничтожит свой собственный источник пищи и вымрет, вызвав возрождение вредителя. Но при применении в правильных условиях естественные хищники могут быть идеальным союзником для пораженных вредителями фермеров. Как говорится, враг моего врага — мой друг.
Подготовлено по материалам сайта The New Economy.