Краснодарские ученые из «Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур им. В.С. Пустовойта» (ВНИИМК) разрабатывают методику, которая позволит создать для каждого сорта подсолнечника, масличного льна, сои, рапса и рыжика генетический паспорт. Документ позволит устанавливать генетическую чистоту партий семян, изучать генетическое разнообразие исходного материала для создания новых сортов, а также исключить возможность незаконного присвоения прав на селекционные достижения и поможет вытеснить с рынка контрафактные семена. Об этом ученые сообщают на своем официальном сайте.
Генетический паспорт на селекционное достижение будет включать ДНК-маркеры, с помощью которых можно идентифицировать сорта или гибриды сельскохозяйственных растений. На данный момент общепринятые технологии идентификации генотипов отсутствуют, поэтому ученые ВНИИМК проводят исследования по разработке маркерных систем, специфичных для пяти масличных культур. Любой сорт может быть идентифицирован по уникальному профилю ДНК (ДНК-фингерпринт), полученному с помощью маркеров. Для реализации поставленной цели необходимы наиболее точные, с высокой разрешающей способностью методы детекции ДНК. Одной из таких технологий является фрагментный анализ ДНК методом капиллярного гель-электрофореза для максимально точного определения размеров ДНК-маркеров.
Уникальные исследования ученые ВНИИМК проводят на оборудовании российского производства «Нанофор 05», приобретенном в рамках национального проекта «Наука и университеты».
Провести анализ, чтобы идентифицировать сорт и заявленные продавцом (или оригинатором) свойства, можно в любой период развития растений, в то время как семеноводам для оценки качества сорта приходится ждать формирования урожая.
Задача по паспортизации сельскохозяйственных культур была поставлена перед научным сообществом правительством Российской Федерации с вступлением в силу изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 454 «О семеноводстве». Методика, разработанная учеными ВНИИМК, будет апробирована в нескольких научных учреждениях, а затем, при удачной воспроизводимости результатов, внедрена в организации, которые в рамках своей компетенции будут создавать генетические паспорта растений.