В какой бы точке России ни работал агроном, он может столкнуться с такой ситуацией. Берешь лопату, выходишь на поле, копаешь и видишь солому прошлого или даже позапрошлого года, которая абсолютно не разложилась. Лежит под пластом почвы такая же жёлтая, какой её и заделали. И тогда начинают возникать вопросы:
На эти вопросы, специально для читателей «ГлавАгроном», ответил генеральный директор НПО «Биоцентр» Александр Харченко, предлагая взглянуть на пожнивные остатки новым взглядом и увидеть в них не помеху, а резерв для получения высоких урожаев сельхозкультур. Ведь именно с правильного разложения соломы, считает учёный, начинается путь к высокому плодородию.
При подготовке поля к севу озимых культур первостепенная задача – освободить почву от вредоносных микроорганизмов: грибов и бактерий. Против грибов применяются эффективные химические фунгициды, но «химия» не приближает к восстановлению плодородия, а наоборот – удаляет. Против патогенных бактерий в настоящее время вообще нет эффективных ядохимикатов, только антибиотики, которые убивают всю живую микрофлору без разбора: и вредную и полезную. Получается парадокс: освобождая почву от патогенов, мы вынуждены убивать и полезные микроорганизмы.
В основе системы Н.Борлоуга лежит идея интенсификации сельского хозяйства посредством следования четырём принципам:
Система Нормана Борлоуга негативно отразилась на здоровье земельных ресурсов: большие дозы минеральных удобрений, пестицидная нагрузка, обработки тяжёлой техникой привели к тому, что почвы потеряли структуру, появились мощные уплотнения, произошла потеря значительной части гумуса.
В качестве альтернативы системе Нормана Борлоуга в НПО «Биоцентр» разработали и внедряют систему Адаптивного биологизированного земледелия, основными принципами которого стали:
При этом дорогостоящие минеральные удобрения вносятся не в почву, а только по листу. Также система предусматривает внедрение элементов сберегающего земледелия c минимальным механическим воздействием на почвы – системы strip-till, no-till и mini-till.
Их применение позволяет не только значительно снизить себестоимость растениеводческой продукции, но и позаботиться о главном ресурсе растениевода – плодородии почвы. В данном случае рост плодородия обусловлен за счет роста биологической активности почвы через восстановление биоразнообразия почвенной микробиоты и восстановление её функциональной активности.
Одна из главных задач при коррекции микробных ценозов – убрать инфекцию из почвы, то есть снизить количество патогенов в ней. В этом случае пожнивные остатки обрабатываются специальными бактериальными препаратами, которые не только разлагают солому и устраняют (вытесняют) патогенные микроорганизмы на стерне, но и приживаются в почве, в дальнейшем участвуя в почвообразовании. Компания применяет эту технологию с 2005 года, фактически 20 лет работая в данном направлении.
Ученый пояснил, что местные аграрии в Германии издревле применяли для разуплотнения почвы «роговый» компост. Его популяризировал Рудольф Штайнер (1861-1925) – основатель биодинамического метода ведения сельского хозяйства – формы альтернативного сельского хозяйства.
Для его приготовления рог коровы наполняют навозом, закрывают глиняной пробкой и помещают в землю на несколько месяцев. Вызревшая субстанция имеет микробный титр 500 миллионов микроорганизмов на куб. сантиметр и представляет собой природную синтрофную микробную ассоциацию, способную приживаться в почве и менять ее структуру и другие свойства.
Работая же на уровне крупного сельхозпроизводства, целесообразно применять готовые микробиологические препараты-функциональные аналоги промышленного производства для внесения на пожнивные остатки в момент лущения стерни.
В этом случае из соломы получится микробное удобрение прямо на поле, восстанавливающее почву: если на поле урожай пшеницы составлял 50-60 ц/га (то есть на каждом гектаре остается не менее 5-6 тонн соломы), то в результате внесения препарата и размножения бактерий на пожнивных остатках можно получить около двух тонн биомассы живых микробов, которые будут восстанавливать и рыхлить почву.
Относительно применения триходермы в качестве деструктора стерни: Владимир Филиппович Патыка, академик НААНУ, доктор биологических наук, из Института микробиологии и вирусологии им.Заболотного, Украина в своей кандидатской диссертации 1975 года «Изучение фитотоксичных свойств некоторых почвенных микроорганизмов» (в закрытой части) обратил внимание, что при систематическом применении плесневый гриб триходерма, известный в практическом растениеводстве как полезный микроорганизм, становится агрессивным токсикогенным паразитом и может создать серьезные проблемы на поле.
Ученый расскзал, что хозяйства на юге России, которые начали работать по соломе по системе НПО «Биоцентр», только за счет внедрения одного агроприема имеют прибавку 15 ц/га на озимой пшенице к основному уровню урожайности. В том числе за счет троекратного увеличения влагоемкости почвы. При применении всей системы Адаптивного биологизированного земледелия в рамках системы: обработка семян-обработка растений-обработка стерни можно получить кратное увеличение урожайности зерновых колосовых. На Юге России за 3-5 лет урожайность озимой пшеницы увеличилась до 85 ц/га в среднем по хозяйству с невысокой себестоимостью тонны пшеницы (3-5 тыс.руб./тонна).
Особенно важно превращать солому в полезное органическое удобрение там, где наблюдается «мозаичность» полей: то есть возникают зоны с более высоким или более низким плодородием, считает учёный. Дифференцированное внесение удобрений, которое предлагается сторонниками точного земледелия, он рекомендует заменить применением микробиологии.
Руководитель компании подчеркивает, что плодородие напрямую связано с биологической активностью почвы. За счёт обработки соломы микробными препаратами, восстанавливающими биологическую активность почвы в краткосрочном периоде (2-5 лет), можно полностью устранить мозаичность на полях.