Актуальные вопросы производства органической продукции, лучшие практики технической и агрономической организации хозяйства, опыт работы с биопрепаратами обсудили производители органики и представители ритейла в ходе деловой программы международной выставки «ЭкоГородЭкспо-2023» в Москве. Об этом сообщает пресс-служба Национального оргнического союза.
Анализируя текущее состояние органического рынка, исполнительный директор Национального органического союза Надежда Степкина сообщила, что за 20 лет рынок органических продуктов вырос практически в 10 раз и сейчас оценивается в 164,47 млрд долларов.
Сейчас на планете сертифицировано 76,4 млн га органических земель, это 1,6% площади сельхозземель в мире. В России рынок органики оценивается в 12,8 млрд рублей, в планах – увеличить объем рынка до 114 млрд рублей к 2030 году. К этому времени, предполагается, что экспорт российской органики вырастет до 27 млрд рублей, а импорт сократится до 24%, количество потребителей вырастет от 1 до 10%.
Сейчас в России действует уже 16 органов по сертификации в 12 регионах, это большой скачок для отрасли, отметила Надежда Степкина – ведь несколько лет назад в России работало лишь 1-2 органа по сертификации. В реестре производителей российской органики числится 165 производителей, регионы-лидеры – Ярославская область, Воронежская область, Краснодарский край, Московская область, Республика Мордовия, в целом порядка 50 регионов РФ уже производят органические продукты.
О сложной трансформации рынка органики рассказал и председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. Он отметил и сложности со сбытом органической продукции, а также со слабой просветительской работой.
Это подчеркнули в своих выступлениях и другие эксперты. Маленьким поставщикам – фермерам – зайти в торговые сети помог, в том числе, проект «Ешь деревенское», рассказала директор по бренду и коммуникациям проекта «Ешь Деревенское» Валентина Кузьмич.
Сейчас в проект входит до 80 фермерских хозяйств. Однако судьба продуктов, маркируемых «эко» и «био», вызвала дискуссию. Как известно, по внесенным в закон поправкам, такая продукция, как и «органик», должна пройти сертификацию.
Производители поделились и своим практическим опытом и проблемами. Например, председатель правления группы компаний «АРИВЕРА» Илья Калеткин (компания работает с 1996 года, а с 2009 года производит органику) рассказал об опыте применения биопрепаратов: пока он был не очень удачен.
Также о своем опыте работы в органике рассказали и другие органики. О выращивании необычных культур в органике рассказал главный агроном ООО «Агробионика» Миндаугас Скруздис (компания с 2019 года выращивает в Калининградской области на 2000 га сертифицированной земли органическую коноплю).
Опытом перевода пасеки на органический способ пчеловодства поделился заместитель руководителя по качеству и сертификации ИП Харрасова Эдуард Файзуллин (Семейная пасека имени Г.Р.Чернышева, ТМ Живой мед, компания участвует и в пилотном проекте Республики Башкортостан по развитию бортевого пчеловодства).
Директор фонда «Органика» Вячеслав Федюнин отметил важность просветительской работы с аудиторией начиная со школьного возраста (например, фонд выпустил мотивационные ролики, которые понятным языком рассказывают детям об органике, количество просмотров уже превысило 45 тысяч). А самое важное – объединение усилий производителей органической продукции для развития рынка.