В рамках выставки «Всероссийский день поля – 2024», которая на днях завершила свою работу в МинВодах, состоялось пленарное заседание «От продовольственной безопасности к масштабному экспорту». О текущей ситуации в российском агроэкспорте, перспективах его развития и о том, что входит в состав «экспортной корзины» России, рассказал генеральный директор ГК «Русагро» Тимур Липатов. О самом главном из его выступления – в материале спецкоров «ГлавАгронома», присутствовашим на мероприятии..
Спикер отметил, что в сезоне 2020-2021 Россия впервые в истории стала нетто-экспортером, т.е. вышла на положительный баланс по продовольствию. Крайний раз, когда это происходило, было в годы перед Первой мировой войной. За 10 лет Россия существенным образом улучшила свой торговый баланс на 35 млн, подчеркнул эксперт. В первую очередь, это было связано с импортозамещением мясной продукции и с четырехкратным ростом экспорта зерновых и масел.
Безусловно, в экспорте мы достигли больших успехов, добавил он. Россия с точки зрения тоннажа – страна-экспортер № 5 в мире. Но если посмотреть на структуру этого экспорта, то Россия занимает лишь 8-е (если объединить Европу) или даже 17-е место (если считать страны ЕС по отдельности).
Почему это происходит? Мы экспортируем одну из самых дешевых тонн на сегодняшний день на мировой рынок, и объясняется это тем, что в нашем экспорте преобладает пшеница. И это ничем не компенсировано с точки зрения других экспортных «талантов», пояснил спикер.
Что же экспортируют другие страны? Если посмотреть на основных игроков, то можно увидеть, что очень большая доля B2C продуктов глубокой переработки есть у Китая и Европы, но этот опыт для России не является показательным, отметил спикер. Китай снабжает своими B2C всю Юго-Восточную Азию, а Европа в B2C продукции доминирует в поставке алкогольных и безалкогольных товаров, что с точки зрения географии и сложившихся вкусовых предпочтений в нашей стране заместить практически невозможно.
Что касается остальных игроков, они имеют долю 15% B2C продуктов глубокой переработки в общей структуре своего экспорта. Но при этом Россия, повторяя их структуру, имеет три существенных отличия:
По словам гендиректора «Русагро», России следует сфокусироваться на крупных продуктовых группах, которые востребованы на больших платежеспособных рынках. У нас отлично налажена цепочка производства, к примеру, зерновой продукции, где мы опираемся на собственную генетику, дешевые удобрения, и, безусловно, являемся лидером. Но, тем не менее, есть несколько областей внимания, которые являются точками роста, отметил эксперт.
Первая – это цепочка от кормов до белка. На сегодняшний день РФ имеет низкую урожайность по сое. Соя в среднем в России дает урожайность 1,6 т/га против 3,6 т/га в США. Это определяется рядом климатических отличий, но тем не менее в США более высокая доля мелиораций, вся соя практически генномодифицированная. Это, в свою очередь, определяет ресурс и стоимость кормов для нашего свиноводства и птицеводства. Около 20% себестоимости корма – это различные аминокислоты, ферменты, которых мы пока не производим в достаточном количестве.
Вторая зона развития, она пересекается с первой, – это глубокая переработка растительного сырья. Мы до сих пор экспортируем на 2,5 млрд долларов различных продуктов глубокой переработки, и здесь есть большая ниша для импортозамещения, но это потребует дополнительной защиты рынка определенными протекционистскими мерами и поддержки инвестиций.
Зонами дальнейшего развития также является масло, но в масле все будет происходить достаточно медленно, поскольку в подсолнечнике мы будем ограничены скоростью того, как будут меняться пищевые привычки у населения, как они будут переключаться на подсолнечное масло.
Таким образом, можно сказать, что для наращивания экспорта России нужно концентрироваться на крупных продуктовых категориях, высокомаржинальных, которые востребованы на доступных для нас рынках. Кто эти рынки? В первую очередь Китай, MENA (страны Магриба и Ближнего Востока), Юго-Восточная Азия и Индия.
По мнению гендиректора «Русагро», планы по увеличению экспорта продукции АПК до 65-70 млрд выглядят достаточно реалистичными. 10-15 млрд можно получить дополнительно на наших традиционных продуктах – зерновых и маслах. А вот для дальнейшего увеличения потребуется научиться эффективно производить сою, кукурузу, для того чтобы занять значимую долю в поставках кормовых на доступные для России рынки.
Эксперты «Русагро» полагают, что для достижения обозначенной цели необходимо:
По словам Тимура Липатова, дальнейшее развитие агроэкспорта зависит от способности России обеспечить лучшую структурную себестоимость по всей цепочке от поля до потребителей. Эту работу можно построить в три шага.
Но это задача довольна долгая, отметил спикер. На сегодняшний момент есть очевидные вещи, которые нас ограничивают. Прежде всего, это логистические ограничения. Без расширения маршрута подъезда к портам Азово-Черноморского бассейна восточного полигона не будет никакого экспорта. Нам необходимо снимать эти логистические ограничения.
При этом очень важно сохранить доступность эффективной генетики, СЗР, вакцин, техники, оборудования. Многое по этим направлениям делается, и эту работу необходимо продолжить для того, чтобы наше сельское хозяйство оставалось конкурентоспособным.
«Все цели, которые мы перед собой ставим, они очень осязаемые. И это не какие-то там завиральные идеи, это вещи, которых мы точно сможем достичь, а может быть, достичь и большего, если продолжим работать так же, как мы работали в предыдущие годы», – резюмировал Тимур Липатов.