Специалисты Карельского научного центра (КарНЦ) РАН определяют содержание углерода в почвах измененных человеком ландшафтов: на пашнях, сенокосах и залежах. Эта работа ведется в рамках создания в России единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ. Результаты исследований, полученные в специфических северных условиях, внесут существенный вклад в научное представление о роли почв в регулировании цикла углерода в наземных экосистемах, сообщили в пресс-службе РАН.
Исследовать, как углерод аккумулируется различными экосистемами – одна из приоритетных задач при решении проблемы снижения уровня СО2 в атмосфере. Для анализа динамики необходима информация о средних запасах углерода в природных и антропогенно измененных ландшафтах, а также о занимаемых ими площадях.
Определить содержание и динамику углерода в почвах разного типа призван проект Карельского научного центра РАН «Оценка пулов углерода в болотных экосистемах и агроландшафтах Республики Карелия, создание мониторинговой системы для измерения потоков углерода в агроландшафтах региона». Эта работа, в свою очередь, ведется в рамках реализации важнейшего инновационного проекта государственного значения (ВИПГЗ) «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ».
В исследовании принимают участие специалисты различных лабораторий Отдела комплексных научных исследований КарНЦ РАН и Института биологии КарНЦ РАН.
По словам заведующей лабораторией экологии и географии почв Института биологии КарНЦ РАН Марии Юркевич, содержание углерода в различных типах агроландшафтов будет варьировать.
В июне на первом этапе проекта специалисты определили и заложили стационарные пробные площадки системы наблюдений в Пряжинском и Прионежском районах Карелии на минеральных и торфяных почвах. Они необходимы для получения многолетних полевых экспериментальных данных.
Сейчас ученые приступили к отбору почвенных образцов. Для этого на модельных площадях закладываются почвенные разрезы глубиной до полутора метров и делаются прикопки на глубину пахотного слоя – 30–40 сантиметров. Разрез позволяет определить тип почвы и установить почвенные горизонты, с прикопок отбираются образцы. С помощью полученных проб в лабораторных условиях по слоям определяются плотность и кислотность почвы, содержание в ней углерода. По образцам растительности – урожайность и видовой состав травостоев. Затем данные проецируются на все поле.
Для получения оперативной информации по землепользованию, продуктивности и зарастанию сельхозугодий исследователи применяют и космические технологии. Изменение типа землепользования в агроландшафтах помогают проводить спутниковые снимки и методы дистанционного зондирования.
Комплексная организация системы наблюдений – с помощью полевых и дистанционных методов – обеспечит как текущие, так и повторные измерения параметров, позволяющие рассчитать запасы углерода органического вещества почвы, которые влияют на потоки СО2 в его наземном цикле.
Результаты исследований, полученные в специфических северных условиях, внесут существенный вклад в научное представление о роли почв в регулировании цикла углерода в наземных экосистемах и внутриэкосистемного обмена «растительность – почва».