Европейский подход к регулированию сельского хозяйства часто рассматривается как пример для подражания, но старший политический аналитик Центра потребительского выбора Билл Виртц раскритиковал его в своем выступлении на конференции CropConnect в Виннипеге, не стесняясь в выражениях.
Он считает, что сельскохозяйственная политика Европейского союза не только проблематична для Европы, но и может представлять угрозу для других стран с точки зрения торговли и политического влияния.
Существует мнение, что Европа всё продумала, и если бы вы только скопировали их модель, то достигли бы величия, но я здесь, чтобы сказать, что это не так. Кто здесь думает, что понимает, как работает Европейский союз? Никто не понимает – даже те, кто в нём работает. Сельскохозяйственная политика ЕС – лабиринт сложностей,
Виртц обращает внимание на запутанную структуру ЕС, в которую входят Европейская комиссия, Европейский парламент, Совет Европы и другие организации, которые выполняют перекрестные функции.
Это настолько сложно, что даже протестующие не знают, какое здание им нужно пикетировать. Эта сложность – не просто историческая – она намеренная. Политика направлена на то, чтобы скрыть ответственность. Когда что-то идёт не так, всегда виноват кто-то другой,
При этом европейская модель сельского хозяйства сильно отличается от канадской, отметил выступающий. Фермы в Европе крошечные, по мнению Виртца. На долю семейных ферм приходится 65 – 70% сельскохозяйственных угодий, и большинство европейских фермеров занимаются сельским хозяйством как единственной профессией.
В Европе объёмы производства органических продуктов значительно выше, отчасти из-за спроса, а отчасти из-за субсидий. При этом ЕС импортирует много органических продуктов, особенно из Турции. Несколько лет назад мы обнаружили, что примерно половина этого импорта на самом деле не была органической,
По словам Виртца, субсидии для фермеров в ЕС – это замкнутый круг. Круг зависимости привёл к тому, что некоторые европейские фермеры получают до 70% своего дохода в виде субсидий.
Я знаю одного фермера, который говорит, что на данный момент он, по сути, государственный служащий,
Дальше критике подверглась стратегия «От фермы к вилке». В 2020 году, в разгар пандемии COVID-19, ЕС запустил стратегию, направленную на реформирование сельского хозяйства в Европе. План включает амбициозные цели: сокращение использования синтетических пестицидов на 50%, сокращение использования удобрений на 20% и увеличение доли органического производства с 10% до 25% к 2030 году.
Но эти цифры не были основаны на каком-либо научном анализе. Они просто подумали: «50% хорошо смотрятся в брошюре»,
Стратегия также предусматривает равную ответственность для всех стран-участниц, игнорируя различия в плодородности почв и сельскохозяйственных потребностях. Например, перед Нидерландами стоит сложный выбор: либо прекратить авиасообщение, либо остановить строительство, либо ликвидировать треть животноводческих ферм. Правительство Нидерландов выбрало последнее, получив вспыхнувшие в ответ протесты.
Выступающий уверен, что система сельского хозяйства в ЕС, находится в противоречии с реальностью. Пожалуй, самым загадочным аспектом политики является стремление к органическому производству.
Что произойдёт, если потребители не будут покупать 25% органических продуктов? Ответ: фермеры будут производить продукты, которые никто не захочет покупать, и полагаться на субсидии, чтобы покрыть убытки,
Виртц также указал на политику ЕС в отношении резервных земель, в рамках которой землевладельцам платят за то, чтобы они не занимались сельским хозяйством.
Одними из крупнейших получателей субсидий ЕС на сельское хозяйство являются король Великобритании и аэропорт Франкфурта. Зачем эта колоссальная трата денег?
Виртц предостерегает от внедрения подобной модели в других странах. Подход ЕС подавляет инновации, увеличивает расходы и создаёт зависимость от государственных субсидий. Он уверен, что сельскохозяйственный сектор Канады процветает благодаря эффективности и адаптивности – качествам, которые нельзя терять. Не нужно соблазняться европейской моделью. На бумаге она может выглядеть хорошо, но в реальности – всё далеко не идеально.