Агрофорум «Человек. Технологии. Будущее», организованный FCongress, сосредоточился на вызовах и перспективах одной из стабильно растущих отраслей российской экономики. Как сохранить устойчивость и повысить эффективность бизнеса, на который влияет масса факторов — от погоды и мировой конъюнктуры до нюансов поведения потребителей, разбирался Forbes.
Андрей Дальнов, руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, отметил абсолютный успех у проектов импортозамещения и развития товарного производства в АПК.
Флагманский продукт российского агробизнеса, по мнению председателя совета директоров агрокорпорации «БИО-ТОН», председателя правления «Союза экспортеров зерна» Эдуарда Зернина, — пшеница, базовый продукт рациона всех людей на Земле.
На долю России приходится порядка 22% мировой торговли пшеницей (83% российского экспорта — пшеница). Рынки сбыта постоянно расширяются. Например, открытием текущего сезона стали Саудовская Аравия и Алжир. Однако рекордный урожай, иррациональное поведение некоторых сельхозпроизводителей и скрытые санкции на экспорт российского зерна вызвали затоваривание на внутреннем рынке. Избыточные объемы предложения, вероятно, будут давить на внутренние цены в приближающемся конце сезона. Для аграриев это очевидный минус. Но запас по рентабельности у них имеется, как и голова на плечах, чтобы сделать необходимые выводы.
За последние годы произошло интенсивное развитие тепличного бизнеса в России, напоминает Андрей Казаков, исполнительный директор Национального союза производителей плодов и овощей. Так, в 2022 году урожай овощей в тепличных хозяйствах достиг очередных рекордных объемов 1,5 млн тонн, что на 7 % больше показателя 2021 года. Данных показателей удалось добиться благодаря использованию современных тепличных комплексов по выращиванию овощей в закрытом грунте с использованием технологии досвечивания, которые представляют собой самостоятельную высокотехнологичную систему. Сегодня одной из главных задач подотрасли овощеводства закрытого грунта является повышение эффективности работы действующих тепличных комплексов, что позволит сохранить динамику роста и достижения, которых удалось достичь в 2022 году.
По словам Александра Эдера, без этой базы агрохолдингам сложно делать следующие шаги в направлении цифровой трансформации. Также эксперт обратил внимание на то, что для обеспечения устойчивости бизнеса цифровой фундамент должен строиться на технологиях от локальных производителей, и презентовал участникам форума карту российских ИТ-решений для зерновой отрасли.
Почему при очевидных плюсах цифровизация в отрасли идет медленно? Евгений Лобанов, директор по интеграции бизнес-процессов и управления ERP Группы «Черкизово», обращает внимание участников конференции на то, что технологическим партнерам сложно предложить индустрии инновационные решения для широкого применения.
Генеральный директор «ГеомирАгро» Илья Воронков приводит данные, что примерно 20–25% хозяйств в России полноценно цифровизованы. В ближайшие два года их доля вырастет до 40% — в связи с введением обязательных цифровых сервисов Минсельхоза и необходимостью повышать эффективность бизнеса.
Основа цифровизации — это сбор всех данных по хозяйству на единой платформе. Цифровая система «История поля» компании «ГеомирАгро», которая сейчас используется на более чем 10 млн га земель, включает такие блоки, как карты полей и кадастров, мониторинг техники, планирование и учет полевых работ, контроль производственных процессов, спутниковые снимки, метеоданные и т. д. После организации процессов сбора данных следующий уровень цифровизации — это аналитика собранных данных и формирование на их основании рекомендаций и прогнозов.
Также параллельно можно применять функционал по моделированию производственных процессов.
«На рынке совсем немного компаний, которые на 100% все процессы цифровизируют. Это слишком сложно и дорого. Каждый ищет для себя наиболее приемлемый вариант и инвестирует в автоматизацию именно тех процессов, повышение эффективности которых критически важно для отдельно взятой компании», — полагает Сергей Косогор, директор R&D центра Агрохолдинга «СТЕПЬ». Агрохолдинг уже несколько лет инвестирует в «цифру» и сегодня как раз автоматизировал полностью процесс производства пшеницы от планирования посевных площадей до уборки и учета урожая. Например, в компании пользуются системой оперативного мониторинга посевов и планирования «История поля». Технологии распознавания культур помогают не только следить за всходами, но и дифференцировано бороться с сорняками. На более рациональное использование земельных ресурсов работают и составление 3D-карт — с последующим анализом и планом действий, а также активное применение агродронов для оценки состояния посевов и их обработки. По словам Косогора, цифровизация добирается до таких нюансов, как анализ насыщенности водой стеблей растений, что позволяет контролировать их полив. В итоге цифровые технологии повышают конкурентоспособность не только на внутреннем, но и экспортных рынках. «На азиатском рынке, как и на европейском, сегодня сильны тренды ESG, он активно движется в сторону экологизации, зеленого сельского хозяйства. Как мы видим, использование передовых технологий все это обеспечивает и становится неотъемлемой частью сельского хозяйства».
«Знаю, что даже небольшие хозяйства, которые пытаются применять различные цифровые технологии, получают неоспоримую пользу. Механизатор сейчас не просто работает на технике, он следит за показаниями на компьютере, то есть является оператором. А в дальнейшем, представим такую картину, он превратится в оператора поля или даже полей, управляющего большим количеством беспилотных устройств. Это будущее, куда все так или иначе движутся», — резюмировал Александр Эдер из КРОК.