На итоговом форуме «Развитие малого агробизнеса в России» свои доклады представили лидеры фермерского движения страны. Одним из первых выступил заместитель председателя Совета Ассоциации «Народный фермер» Бабкен Испирян, который помимо членства в организации занимается выращиванием смородины в Калужской области. В своем докладе спикер рассказал о проблемах, с которыми столкнулось его КФХ в процессе ведения деятельности, опыте их решения и перспективах ягодного бизнеса в России. Подробностями поделились редакторы «ГлавАгроном», также принявшие участие в мероприятии.
Не нужно противоставлять крупный агробизнес и фермеров. У нас такая отрасль, где такое противостояние в принципе невозможно. Потому что крупный агробизнес туда никогда не придет, а продукция наша очень нужная и на 100% востребованная. У нас огромное количество ниш, они все маленькие, и можно даже не толкаться и друг другу не мешать. Можно просто приходить, занимать нишу и потом много-много лет в ней находиться и процветать.
КФХ Бабкена Испиряна возникло в 2009 году на реке Угра. Спустя 9 лет, в 2018 году было принято решение уйти от молочного производства к ягодам. По словам спикера, ягодный сектор России с 90-х годов был практически на 100% заполнен импортной продукцией. И те производства, которые появились у нас за последние 6-7 лет, на сегодняшний день занимают порядка 20-30% от всего объема производства.
То есть для всех малых предпринимателей, для всех фермеров, для малых ООО есть огромный рынок, на который можно приходить и работать.
На сегодняшний день площадь плантаций смородины в хозяйстве Испиряна составляет 160 га. В ближайшие три года планируется расширить ее до 500 га. Кроме того, в КФХ есть закладки черноплодной рябины и яблонь.
В процессе работы возник ряд проблем, отметил выступающий, и постепенно хозяйству удалось их все преодолеть. Решение выращивать именно смородину было принято в том числе из-за того, что в хозяйстве было мало рабочей силы и нужна была культура, которая максимально механизируется.
«Первое, с чем мы столкнулись, – это отсутствие в России технологий по промышленному выращиванию ягод», – подчеркнул Испирян. То есть большие ягодные совхозы остались в советском времени, плюс в советском ягодном совхозе работали 1000-1500 человек, а теперь можно рассчитывать, в лучшем случае, на три-четыре десятка. Механизация является вещью, без которой прожить не получится, поэтому решили остановиться на смородине.
Затем возник следующий вопрос: Где взять качественный посадочный материал? Наши научные институты имеют в наличии 1-2 тыс. саженцев, этого мало для промышленной деятельности. Поэтому хозяйству пришлось еще до того, как заняться выращиванием ягод, заняться выращиванием саженцев.
На сегодняшний день мы производим порядка полумиллиона саженцев в год. 160 га в нашем хозяйстве практически целиком заложены нашими саженцами, часть мы продаем другим фермерским хозяйствам. За последние 2 года около 200 га по всей России от Калининграда до Башкирии заложены нашими саженцами.
Еще один важный момент – саженцы должны быть не просто качественными, но и максимально приспособленными к условиям региона. По словам Бабкена Испиряна, для решения этой проблемы в хозяйстве пришлось вывести и зарегистрировать два собственных сорта смородины.
Еще одна проблема – машинно-тракторный парк и техника для уборки ягод. Два года назад хозяйство приобрело несколько польских комбайнов для уборки. Затем начались разные санкции, и стало понятно, что в обозримой перспективе их не только нельзя будет приобрести, но и, скорее всего, отремонтировать, потому что это эксклюзивная штучная техника и на нее не будет запчастей. Поэтому решили связаться с маленьким машино-строительным предприятием на Ставрополье, разработали и произвели комбайны, два из которых работают в КФХ Испиряна.
Следущая проблема – средства защиты растений. При выращивании ягод в промышленных масштабах необходима стабильность, понимание того, как получить хороший урожай, как защитить растения от болезней и вредителей. Без СЗР обойтись нельзя.
Оказалось, что для культур, которые возделываются в России в небольших количествах, средств защиты мало. Также есть проблемы с регистрацией СЗР.
С 2021 года хозяйство работает над решением этой проблемы. К сожалению, это практически невозможно сделать малому предприятию. Проблему с регистрацией СЗР для нишевых культур обозначили Оксане Лут еще в 2021 году, затем с 2021 по 2023 годы прорабатывались механизмы ее решения. В феврале прошлого года Дмитрий Патрушев дал протокольное поручение, благодаря которому правительство позволит применять препараты на культуры, схожие по биологическим характеристикам, и это даст ягодоводам возможность спокойно работать до 2030 года.
В связи с возникшей проблемой Бабкен Испирян высказал ряд предложений по совершенствованию механизма регистрации средств защиты растений.
Всем фермерам, которые находятся в зале, я рекомендовал бы задуматься, в первую очередь, не о тех проблемах, с которыми мы сейчас сталкиваемся, а о тех возможностях, которые у нас на сегодня есть. Их много.