АККОР промониторила проблемы в области побочных продуктов животноводства, ФГИС Сатурн и Цербер

26.05.2023
Пестициды
311

Фермеры могут столкнуться с закрытием предприятий из-за невыполнения новых требований кабмина по утилизации навоза, которые вступили в силу с 1 марта. Они предусматривают возведение спецплощадок для хранения отходов и проведения их лабораторных исследований, на что денег у бизнеса нет. О проблеме главе кабмина Михаилу Мишустину сообщили депутаты заксобрания Новосибирской области — они просят отменить эти нормы. Проблему признают в профильном комитете Госдумы и в Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств. В Россельхознадзоре же считают, что требования только вступили в силу, поэтому практика их правоприменения еще не сформировалась, пишет газета «Известия».

АККОР провела мониторинг проблем и предложений, связанных с регулированием в области ППЖ, цифровой системе «САТУРН» и другим вопросам. Фермерское сообщество - члены АККОР подготовили предложения как смягчить возможные негативные последствия применение нового порядка требований к обращению побочных продуктов животноводства.

ПРОБЛЕМА

Так, согласно Постановления Правительства №1940 внесение побочных продуктов животноводства в почву земель сельхозназначения должно осуществляться на расстоянии не менее 300 метров от границ жилой застройки.  Для малых ферм с небольшим количеством поголовья и малым земельным участком данное требование является невыполнимым.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ АККОР:

В нормативно-правовых документах необходимо изменить требование к расстоянию от границ жилой застройки для внесения побочных продуктов животноводства для малых форм хозяйствования в сторону его уменьшения.

ПРОБЛЕМА

Для внесения переработанного навоза на поля необходимо проведение лабораторных исследований навоза на предмет наличия токсинов, пестицидов, патогенов, гельминтов и цист. При продаже переработанного навоза также необходимо сделать лабораторные исследования. Во многих районах таких лабораторий нет.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ АККОР:

  • Разделить требования по обращению с ППЖ для крупных предприятий и семейных ферм. Разработать отдельные нормы, связанные с использованием побочных продуктов животноводства, касающиеся процедур хранения, переработки и оборота навоза для малых форм хозяйствования с учетом количества животных в хозяйствах.
  • Провести разъяснительную работу среди субъектов малого предпринимательства по наличию лабораторий и частоте проведения исследований.

ПРОБЛЕМА

Хранение необработанного навоза предусматривается на специализированных площадках, проникновение в почву стоков не допускается, переполнение площадок не допускается. Таким образом, для хранения навоза на ферме в 100 голов коров необходимо более 1000 кв.м. навесов с твердым покрытием,  что требует  дорогостоящих вложений в качестве строительных затрат. Использование пленки является ненадежным, а глины в ряде в большом количестве регионов отсутствует.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ АККОР:

  • Предоставить субъектам малого предпринимательства отсрочку на возведение специализированной площадки для хранения побочных продуктов животноводства до 3-х лет.
  • В рамках взаимодействия с профильным научным сообществом изучить и сформировать оптимальные и обоснованные требования к площадкам для хранения побочных продуктов животноводства для разного вида скота.
  • Рассмотреть для субъектов малого предпринимательства, в том числе КФХ возможность размещения побочных продуктов жизнедеятельности в буртах, в том числе по краям полей на землях сельхозназначения,  размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без организации специализированных площадок.
  • Рассмотреть возможность использования и транспортировки побочных продуктов животноводства, возникающих при разведении крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и т.д. без предварительной обработки и переработки, а также без проведения лабораторных исследований в случае их использования  в качестве органических удобрений при внесении в почву с последующей перепашкой.  
  • Предусмотреть государственную поддержку в виде грантов КФХ на возведение площадок для хранения побочных продуктов животноводства.
По организации хранения и перемещения удобрений и средств защиты растений в соответствие с требованиями ФГИС «САТУРН» и «ЦЕРБЕР» Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России тоже проработала предложения от фермеров.

ПРОБЛЕМА

Согласно Постановлению Правительства  № 828 по работе в системе «Сатурн» требуется внесение удобрений и средств защиты растений в течение 3 дней со дня приобретения. Для малых форм хозяйствования это является административным барьером. Хозяйства закупают удобрения один раз и используют их весь сезон.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ АККОР:

  • Увеличить сроки временного хранения пестицидов и агрохимикатов на площадках временного хранения и их применения с внесением изменений в соответствующие нормативно-правовые документы.
  • Разделить нормы хранения ядохимикатов, не подлежащие лицензированию, выделив  объем хранения средств защиты растений  до  20  тонн и отдельно удобрений до 1 тонны; 
  • В течение 2-х лет не применять к субъектам малого предпринимательства штрафные санкции за процедурные составляющие  использования агрохимикатов.

ПРОБЛЕМА

Процедура  внесения данных в ФГИС «Цербер» и «Сатурн» без подтверждения специалистом Россельхознадзора сильно удлинена во времени из-за отсутствия возможности внесения данных автоматически без подтверждения со стороны специалиста Россельхознадзора .

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ АККОР:

  • В рамках ФГИС «Цербер» и ФГИС «Сатурн» предусмотреть автоматическое внесение данных без подтверждения со стороны специалиста Россельхознадзора.
  • Упростить работу в системах «Цербер» и «Сатурн» для малых форм хозяйствования, что позволит сэкономить трудозатраты для малых ферм.

ПРОБЛЕМА

Согласно ГОСТА Р59056-2020 от 01.04.2021 г. и Постановления главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022), при  наземном способе обработки пестицидами и агрохимикатами расстояние от населенных пунктов, источников хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, мест отдыха населения и мест проведения ручных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами должно составлять не менее 300 метров. Сокращение указанных расстояний до 50 метров допускается только при проведении обработок в горных и предгорных районах в личных подсобных хозяйствах с использованием ранцевых опрыскивателей.

Однако, выполнение вышеуказанных ГОСТов и Постановлений для  большинства малых фермерских хозяйств невозможно в силу объективных причин, таких как:  традиционный хуторской стиль жизни и ведения хозяйства, при котором земли КФХ начинаются сразу у дома фермера; мелкоконтурность  земель сельхозназначения у небольших фермерских хозяйств, земли которых граничат с поселением.

Мировой опыт законотворчества показывает, что при использовании пестицидов расстояние до населенных пунктов и жилых домов не превышает 5 метров.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ АККОР:

  • Внести изменения в федеральный закон  №109 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и другие нормативно-правовые акты в части уменьшения границ до населенных пунктов при обработке пестицидами и агрохимикатами до 10 м для малых форм хозяйствования.

Узнавайте первыми актуальные агрономические новости России и мира на наших страницах

Больше о Пестицидах

Всё о Пестицидах
VK_DMCA