Ограниченные темпы развития рынка цифровых решений для АПК в России и невысокий спрос на них у отечественных аграриев стимулируют российских разработчиков осваивать внешние рынки. В компании «Геомир» проанализировали перспективы экспорта российских цифровых продуктов для сельского хозяйства.
Несмотря на то, что рынок российских цифровых продуктов достаточно молод, он представлен порядка 50 компаниями-разработчиками. Вместе с тем, менее половины из них имеют реально работающие в производственной практике решения и успешные кейсы.
По словам гендиректора компании «Геомир» Ильи Воронкова, отраслевая специфика, высокий порог вхождения в это направление, консервативность агропромышленного комплекса и время, требуемое для тестирования нового продукта, делают рынок сельскохозяйственной «цифры» нишевым для большинства разработчиков программного обеспечения.
Несмотря на то, что российский рынок цифровых технологий в АПК еще только развивается, и реально работающих компаний-разработчиков не так много, для многих из них выход на зарубежные рынки является закономерным способом наращивания бизнеса.
Наиболее привлекателен для экспорта отечественных цифровых разработок в АПК рынок стран СНГ, где уже реализуют свои решения порядка 20% российский компаний. В более отделённых регионах пока работают лишь единичные российские разработчики: прежде всего это компании, занимающиеся системами мониторинга техники или продуктами на базе 1С. Среди таких стран – государства Африки и Ближнего Востока. Также интерес для российских разработчиков представляет рынок Южной Америки (особенно Бразилия и Аргентина), однако здесь очень велика конкуренция, и пока в целом запуск российских цифровых проектов идет сдержанно во многих отраслях.
В свою очередь, компания «Геомир» с 2022 года реализует несколько контрактов, а также пилотных проектов в Эфиопии, Нигерии и ЮАР по внедрению АСУ «Истории поля», а в прошлом году подписала еще ряд соглашения с фермерскими ассоциациями стран Африки о тестировании и внедрении своих разработок.