Внедрить новую сложную технологию в консервативную отрасль — задача сложная, но дающая свои сочные плоды. Чаще всего такие малотехнологичные сферы, познавая азы современных технологий и видя их результаты, становятся обширными и благодатными рынками для развития таких технологий. Как использовать консервативную ситуацию на рынке и преодолеть первый барьер с помощью агровузов — рассказал Юрий Куликов, эксперт-аналитик АгроСигнала.
Так традиционная отрасль с неизменными сезонами и циклами роста растений и животных стала получать первые «инъекции» технологий и меняться - снова становится привлекательной для работы.
Некоторые хозяйства-инноваторы первыми стали использовать такие разработки, чтобы управлять производством и экономикой, а за счет этого — повысили производительность и прибыль. Это сделало работу в агропредприятии снова привлекательной: на таких предприятиях выросли зарплаты, появилась современная и интересная работа, в которой можно применять технологии и видеть результаты.
Но готовности руководителей внедрять цифру и перестраивать предприятия мало: нужно, чтобы работники умели и хотели перейти на «цифру». Сейчас в агросфере все еще мало молодых специалистов, знакомых с современными технологиями, а от их числа зависит развитие отрасли и продовольственная безопасность страны.
Агропредприятия
Предприятия агросектора уже отлично видят ценность в цифровых «рельсах» для производства и заинтересованы в том, чтобы к ним на работу приходили специалисты с современными знаниями. Готовить их самостоятельно на производстве — долго и дорого.
Студенты агровузов
Переучиваться современному укладу на практике после окончания университета нужно в любой отрасли, а в агросфере — тем более. Причина в том, что цифровые технологии пока не в обязательной программе университетов и агроинститутов. Учебные планы успевают обновлять так быстро, как развивается отрасль и предприятия. При этом найти высокооплачиваемую и интересную работу без знания цифры достаточно сложно.
Агровузы
Университетам и институтам нужно обновлять учебную программу и готовить специалистов, востребованных в отрасли. Но есть сложность: преподавательский состав преимущественно занимается только учебной работой и крайне редко параллельно работает на предприятиях. Поэтому современные практические знания о том, как работает агрокомплекс, приходят в учебные программы с задержками. В лекциях есть информация о геоинформационных системах, технологиях точного земледелия, но нет демонстрационного материала и полигонов для практики с этими технологиями.
Цифровые сервисы и провайдеры технологий
Нужны специалисты, которые готовы работать и внедрять разработки в агросекторе. Знающие и сертифицированные специалисты — это агенты бренда и технологии на агрорынке. Такие работники существенно помогают снизить «барьер входа» в агропредприятие, так как уже знают о пользе технологий и о том, как их применять. Если цифровизация в отрасли отстает по каким-либо причинам, без обучения «агентов» процесс внедрения будет сложным.
За прошедшие 5 лет мы стали сотрудничать с 17 вузами в России. Но, чтобы это сделать, прошли ряд шагов, которые могут быть востребованы и в других консервативных отраслях.
В аграрном вузе должны быть полигоны для практики — опытные поля, где функционирует учебно-опытное хозяйство. Мы оборудуем технику в таких полях системами цифрового сбора сведений по всем процессам растениеводства, которые поступают в опытное ПО для выполнения практических заданий.
Вместе с вузами и студентами помогаем предприятиям становиться цифровым. Так в Ульяновском аграрном университете им Столыпина появились «цифровые отряды». Декан факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств УлГАУ Александр Тойгильдин рассказал, что вуз стал одним из первых, открывших профиль «Цифровые агротехнологии» в учебной программе для агрономов:
По мнению Людмилы Анатольевны Запорожцевой, проректора по науке Воронежского государственного аграрного университета им. Императора Петра I.
По сути, это подтверждение, что студент не только знает классическую теорию, но и сформировал современный взгляд на управление предприятием и ориентирован на высокие экономические результаты и эффективный процесс. Кроме того, студенты, прошедшие обучение технологиям в вузе, могут обучать других сотрудников агропредприятия и ускорять внедрение инноваций.
За пять лет работы с вузами мы поняли, что главное — это инициативные и проактивные люди, на всех этапах работы. К счастью, агросфера — только с виду очень консервативная, на самом же деле в ней с каждым годом все больше молодых талантов и энергичных людей, создающих современные предприятия. Это происходило бы гораздо медленнее, если бы все стороны — и технологические компании, и вузы, и предприятия, и студенты не были заинтересованы в развитии технологий.