Русский земледельческий календарь. Зима

03.01.2023
Опыт
1854
Русский земледельческий календарь

Мы живем и интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь  это относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Историю мыслим как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий.  Культуру какой бы то ни было эпохи мы представляем по вершинам, шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники, искусства и, как правило, не можем сказать, чем жил обычный крестьянин или горожанин в то время, когда Дмитрий Донской собирал полки для решающей битвы на поле Куликовом, когда Петр I готовился «прорубить окно в Европу», когда Достоевский писал «Братьев Карамазовых». Кем был тот самый мужик, который трудом своим потом и руками обеспечивал победы, достижения, возможность образованному кругу соотечественников создавать произведения искусства и заниматься наукой? Что заботило, радовало и тревожило крестьянина или ремесленника, чем они занимались, как трудились? Все это не просто любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей; поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.

Традиционная культура русского крестьянина отражена в народном календаре или тесно связанна с ним. Слово «календарь» восходит к латинскому "calendae" (первый день месяда), а оно в свою очередь,— к глаголу «саіаге», что означает «выкликать»: в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Вообще же календари создавались независимо от Древнего Рима, задолго до и после него в разных уголках Земли, ибо потребность измерять время возникала у всех народов, как только осознавалась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, времен года).

Земледельческие календари мира

Исстари основным занятием восточных славян, и русских в том числе, было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса праздников, обрядов носила земледельческий характер. Календари всегда рождались как жизненная необходимость.  Это своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.

 Жизненный уклад земледельца изначально определялся в первую очередь сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особо выделялись четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние святки (конец декабря — начало января), Иван Купала — 24 июня (7 июля), март и сентябрь. Важность указанных четырех сроков подтверждается тем, что каждый из них у разных народов в разное время мог служить и действительно служил днем, с которого исчислялся Новый год»

На Руси в течение некоторого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный), которые то совпадали, то расходились. Так, встреча Нового года приурочивалась в Древней Руси к началу марта, с XIV века церковь пыталась перенести начало года на сентябрь, но официально празднование церковного и гражданского года с 1 сентября было окончательно определено лишь в 1492 г. (7000 год от сотворения мира»). Спустя два века Петр I обнародовал указ слета счислять» с января, таким образом, в Российском государстве 1699 год продолжался всего 4 месяца (сентябрь — декабрь), и новое столетие началось 1 января 1700 года. Петр I принял юлианский календарь, из-за чего к XX столетию Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей на более точный — григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль».

Но как бы ни менялись официальные сроки начала года, народное времяисчисление по-прежнему опиралось на смену времен года и за основные вехи принимало период зимнего солнцеворота — Спиридонов день, позднее перенесенный на 25 декабря — рождество Христово; время от Аграфены Купальницы (23 июня/6 июля) до Петрова дня (29 июня/12 июля); середину марта (Сброки — Благовещение), а также Семек-день (1/14 сентября), который и в XIX в. сохранял черты, напоминавшие о бывшем когда-то сентябрьском «Новом годе».

Большое количество примет, пословиц, всякого рода запреты и наставления, особые правила поведения — такова насыщенность наиболее значимых моментов аграрного года. В определении сроков и продолжительности времен года крестьянин целиком исходил из реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт. Поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, но в сознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарными временами года. Для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима. «Народ, чутко следивший за изменениями в природе, остро реагировавший на происходящие перемены, практическими мероприятиями откликался на ощутимое наступление зимы. Ему не было дела до того, что по календарю осень длится три месяца. Холод в октябре говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы.  Помимо основных годовых сезонов, выделялись переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна — раннее лето), молодое бабье лето (конец лета — начало осени), осенины (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.

По народным представлениям, две половины года взаимно влияют и обусловливают друг друга, отчего в пословицах, приметах, загадках много сравнений зимы с летом, осени с весной. В земледельческом календаре все составные части увязаны: одно время года определяется по другому, а каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. По характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу: март, апрель и май — сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.

  • Зима снежная — лето дождливое.
  • Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
  • Если зимою тепло — летом холодно.
  • Зима морозная — лето жаркое.
  • Если зимою вьюги — летом ненастье.
  •  Если зимою иней — летом роса.
  • Если зима гнилая, то ячмень уродится. Снежная зима предвещает хороший рост трав.
  • Если звезды блестят ярко — летом предвещает зной, зимою — стужу (Воронежская губ.).

Восточнославянский земледельческий календарь сформировался на основе трудовой практики крестьян и только формально, по отмечаемым именам связан с церковными святцами. Крестьянину надо было в первую очередь заботиться об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче опыта подрастающему поколению, и все в его буднях и праздниках подчинялось этой главной цели, истолковывалось с точки зрения земледельца. Полная зависимость от природы заставляла земледельца тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, знать которые не грех и сегодняшнему сельскому жителю, да и не только ему..

Первой заботой славян в их повседневной жизни и во время праздников был урожай. Недаром главным обрядовым блюдом и во время новогодних праздников, и на свадьбах был хлеб — каравай. На каравае лепили из теста важнейшие символы — плуг, мировое дерево.

ЯНВАРЬ (просинец, перелом зимы, перезимье)

  • Холодные январи подряд почти не повторяются.
  • Если январь в прошлом году был теплым,то январь этого года будет холоднее.
  • Сух январь — крестьянин богат.
  • Серый январь — хлебам беда.
  • Коли в январе март, бойся в марте января.
  • Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
  • В январе висит много частых и длинны х сосулек — урожай будет хороший.
  • Дятел рано торчит (стучит),в январе еще,— к ранней весне.

Есть в земледельческих календарях и особые даты

26 декабря  - Евстрат

С этого дня наблюдают за погодой в течение 12 суток, считая, что каждый день покажет погоду одного месяца следующ его года: 26 декабря соответствует январю, 27 — февралю , 28 — марту и т. д. до рождества (7 января по новому стилю), которое укажет на погоду в декабре нового года.

1 Января (Новый год)

Новый год — одно из самых главных событии в жизни земледельца. По первому дню года старались узнать о характер следующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких людей в предстоящем году.

  • Если на Новый год небо звездное — к урожаю.
  • На Новый год звезд густо — ягоды будут (Пинежъе).
  • Сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а месячная звездная ночь — урожай гороха и чечевицы. Но если ночь будет безлунная и беззвездная, горох и чечевица не родятся, тогда их сеют мало, а то и вовсе не сеют (Тамбовская губ.).
  • Если на Новый год заряно ночью,  то горох уродится (Воронежская губ.).
  • На Новый год пасмурно — будет пшеница зановитая (Воронежская губ.).
  • В Новый год сильный мороз и малый снежок — к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега — к неурожаю.
  • Если в Новый год тепло — рожь будет хороша (Урал).
  • Крестьяне Тамбовской губернии замечали, что если по утру в Новый год «бывает на деревьях густой иней, то год будет хлебородный, а если его не бывает — не хлебородный.
  • Воронежцы примечали: «1 января если до обеда будет пасмурно, а после обеда ясно — поздний сев лучше; если и оборот — то хуже».
  • Желая узнать, будет ли наступающий год урожайным или нет, крестьянин, пришедший от заутрени, идет на перекресток, чертит палкой или пальцем на земле крест, прилегает к тому месту ухом и слушает: если послышится, что едут сани с грузом, год будет урожайный, если пустые — неурожайный.
  • По приходе от утрени, в Новый год, домохозяева уходят на гумно и зубами выдергивают из кладушек былинки: если выдернется былинка с колосом, полным зерном — год должен быть урожайный, а если с тощим колосом, то неурожайный.
  • В тот же день выдергивают из кладушек по горсти колосьев всякого хлеба и, связав их снопиками, ставят на ночь на открытом месте; поутру осматривают: тот из них, который покроется инеем, обещает урожай.
  • Очищают 12 луковиц от верхних чешуек, насыпают на каждую луковицу по кучке соли и кладут их на ночь на печь. Смотря по тому, на какой луковице за ночь соль смокреет, такой по счету месяц будет дождливый (Харьковская губ.).

Рождественский сочельник

  • Наступают морозы. Сильные холода сулят надежный урожай.
  • Ясные дни — к хорошему урожаю.
  • Коли в кутью тропинки черны — урожай на гречу.
  • Снег на земле, что навоз для урожая.
  • Большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля — к хлебородию.
  • Звезды на рождественский кутейник — к урожаю черницы.
  • Если звезды редки, то и ягод мало будет.
  • Какова в этот день опока на деревьях, таков будет цвет на хлебе.
  • Если перед рождественским сочельником случится иней, то хлеб сеют только до Петрова дня (12 июля), а если иней случится после сочельника, то сеют и после Петрова дня.
  • За сколько дней до Рождества случится иней, за столько дней до Иванова дня (21 мая) погода будет благоприятна для весенних посевов (Воронежская губ.).
  • Перед Рождеством все деревья в садах обвязывали соломенным «перевяслом», чтобы они хорошо родили.

Рождество

  • На Рождество погода, снег — к урожайному году (Пензенская губ.).
  • Если о Рождестве пригревина будет — к зеленому году.
  • Снега глубоки — травы хороши и хлеб.
  • Суметы высоки набило — к хорошему году (Пинежъе).
  • Зима без снегу — не быть хлебу.
  • Много снегу — много хлеба; вода разольется, сена наберется.
  • Снегу надует, хлеба прибудет.
  • Снег вьется до крыши — рожь будет выше»
  • На Рождество метель — пчелы хорошо роиться будут.
  • Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайный.
  • На Рождество иней — урожай на хлеб, небо звездисто — урожай на горох.
  • Хороший санный путь — урожай на гречу.
  • Темные святки — молочные коровы , светлые — ноские куры.
  • Частые куржаки на деревьях, узоры на окнах, похожие на ржаные колосья, вниз завитками, а не торчмя — к урожаю.
  • Какая погода после Рождества такая же будет и после Петрова дня (12 июля).

Материал подготовлен на основании книги Русский земледельческий календарь, Москва,1989

А мы хотим пожелать нашим аграриям хорошего урожая при любой погоде.  И ждём потом от Вас обратный отклик насколько сбылись эти народные приметы в 2023 году.

 

Узнавайте первыми актуальные агрономические новости России и мира на наших страницах

Больше о полезном опыте агрономов

Всё о полезном опыте агрономов
VK_DMCA