Высокое качество семян является одним из основных агрономических требований, обеспечивающих при прочих оптимальных условиях получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Семена являются источником сохранения многих возбудителей болезней, так как они богаты белками, минеральными веществами и представляют хороший питательный субстрат для жизнедеятельности патогенных грибов и бактерий. Возбудители болезней, сохраняющиеся в семенном материале, приводят к значительным потерям урожая и снижению качества зерна. Чтобы обезопасить себя от подобных последствий многие сейчас отдают семена озимых колосовых на фитоэкспертизу и получают протоколы с латинскими названиями, цифрами, процентами, выводами и подписями. И здесь становится важным следующее: как читать эти слова и проценты, что они означают и при чём тут те продукты и бренды, которые указываются в рекомендациях? На этот вопрос подробнее отвечает в своей статье уже известный нашим читателям автор популярного блога «ИНТТЕРРАКТИВ», кандидат биологических наук Анатолий Таракановский. Далее передаем слово самому Автору.
Я полагаю, что у любого протокола должно быть две логических части, связанных между собой: данные анализа и рекомендации, проистекающие из анализа.
В 99% случаев (и у вас на руках, вероятно, протокол, входящий в это большинство) данные анализа никак не связаны с рекомендациями, а зря: если протокол даётся не научному учреждению, а клиенту, то в нём должно быть расписано подробно и со ссылками на источники, почему именно этот продукт для каждой партии семян указан в рекомендации. Почему не какой-то другой?
Ещё чаще в рекомендациях указаны два-три препарата одной компании и, чтобы разбавить ситуацию «видимостью независимости», добавляют какой-нибудь биопрепарат (как будто биопрепараты решают проблемы головни или фузариоза).
Как читать протокол? Давайте обратимся к содержательной (аналитической) его части.
Основными патогенами, которые находят на семенах методом влажной камеры или рулонов, являются альтернария, кладоспорий, фузарий, бактерии, мукор, пеницилл и аспергилл. Могут попасться также и другие, менее важные.
Методом центрифугирования ищут твёрдую головню. Пыльную головню в семенах можно найти только относительно сложной методикой вываривания зародышей в щелочи, их окраской и последующим поиском под микроскопом мицелия пыльной головни: трудоёмко и практически никто не делает этот вид анализа.
Сразу скажу, что точно нельзя найти с помощью фитоэкспертизы: гибеллиноз, офиоболёз, ризоктониоз, церкоспореллёз, то есть практически все виды прикорневых гнилей.
Это к тому, что некоторые «аналитики» суммируют проценты всех пораженных семян и выкатывают эту цифру под убийственным знаменателем «общее поражение корневыми гнилями», что непрофессионально и смешно выглядит.
Немного о каждом патогене.
Альтернария и кладоспории. Самые распространённые виды на семенах колосовых. Могут достигать 100% распространения в образце. Контролируются практически любым химическим протравителем. При сильном и раннем поражении альтернария может вызывать «чёрный зародыш», что уже серьёзнее: такие семена, как правило, не всхожи.
Фузарий (Микродохий). Самый опасный из всех, кого можно найти на семенах. При поражении менее 10% справится любой препарат (понятно, что речь здесь и далее только про качественные химические продукты). 10%...25% поражения необходимо использовать специализированные препараты на основе флудиоксонила, прохлораза и новых д.в. с механизмом действия SDHI.
Более 25% поражения — перепроверьте данные или переформируйте партию.
Бактерии. Встречаются редко, около 5%. Пораженные зерновки ослизняются и не дают проростков. В остальных случаях доказать патогенность бактериоза — задача другого порядка, так как подобные симптомы могут быть вызваны непатогенными бактериями на семенах с различного рода микротрещинами вследствие погоды перед уборкой и конкретных настроек комбайна при уборке. Применять что-то специально для контроля бактериозов на колосовых бессмысленно.
Мукор, пеницилл и аспергилл. Обычные почвенные грибы, споры которых вы вдыхаете прямо сейчас. Не являются решающим показателем при выборе препарата.
Если у вас идентифицировали твёрдую или карликовую головню, то не рекомендуется применять стимуляторы роста, так как хороший стимулятор будет стимулировать и прорастание головни, а плохой не будет стимулировать и прорастание семян.
Кроме распространения патогенов в образце (на 100 семян — одно заражённое семя = 1% распространения патогена), никакие другие показатели фитосанитарного состояния не используются. Никаких «баллов», «развития» и, не дай Бог, «внутрисеменной инфекции»!
Остаётся ещё один вопрос: связь данных анализа семян с конкретными рекомендациями, в которых указаны конкретные препараты. Я бы рекомендовал вам переспросить автора протокола, почему именно эти препараты он считает наиболее подходящими для конкретной партии семян? А если у вас несколько образцов (и на руках несколько протоколов для разных партий семян), а рекомендации практически идентичны — делайте вывод о «независимости» подобной «экспертизы».
Те протоколы, что видел я в этом сезоне, не имеют никакой логической связи между зараженностью.
Лучше даже сразу говорить, что вы хотите увидеть письменное обоснование выбора именно предлагаемых вам препаратов прямо в протоколе. Под подпись.
Да, и в любом протоколе должен быть указан ГОСТ, по которому делается анализ. Хорошо, если прилагаются фото ваших образцов в виде, в котором можно визуально оценить распространение патогенов.
В любом из случаев, когда вы получаете такой протокол — смотрите на данные по патогенам, не смотрите на рекомендации. Там точно ничего незаангажированного уже не осталось.
В завершение, напомним, что фитосанитарная экспертиза семян — неотъемлемая часть современных технологий сельскохозяйственного производства, которая позволяет предвидеть возможную поражаемость сельскохозяйственных растений фитопатогенами и, тем самым, дает шанс сохранить их урожайность и качество выращенной продукции. Только правильная диагностика болезней, знание причин их возникновения и особенностей развития являются основой успешного проведения профилактических и защитных мероприятий.
Беседовала Татьяна КОРНЕЕВА, специальный корреспондент «ГлавАгроном».