С руководителем ООО «Иглус» Станиславом Хромовым мы уже общались два года назад на тему применения органических удобрений, внедрения инновационных технологий в систему питания растений, а также ориентированности на зарубежный опыт использования органики в производстве сельскохозяйственных культур. В ходе нынешней встречи специалист рассказал о тактике применения навоза – важнейшего органического удобрения в сельском хозяйстве, нормах внесения, ошибках, допускаемых фермерами при работе с органикой, проблемах и заблуждениях, а также о технологии Нутричардж, которая уже нашла отклик у сельхозтоваропроизводителей.
ГлавАгроном: Бытует мнение, что стандартное действие навоза на почву и растительные сообщества заметно в первые четыре года его использования. Согласны ли с этим утверждением?
Станислав Хромов: Больше половины дошедших до почвы питательных веществ в навозе находится в органической форме, чтобы стать доступным растению они должны пройти минерализацию в почве – этот процесс достаточно долгий, поэтому 3-4 года период медленного высвобождения питания из карантинированного и хорошо перемешанного навоза – реальный срок. При внесении ударных доз более свежего жидкого навоза возможно будет заметна быстрая работа остаточного аммонийного азота, который не перешел в аммиак и не испарился или при заделке в почву. А при температуре свыше 10 градусов он быстро переходит в нитратную форму и опять же дает эффект «азотного удара», либо уходит в грунтовые воды, если масса растений не готова его усвоить в полном объёме.
ГлавАгроном: В Беларуси в последние несколько лет отмечается положительная тенденция к увеличению использования органических удобрений в агропроизводстве. Если в 2016 году на 1 га сельхозугодий нашей страны-соседки приходилось 6,5 т органического удобрения, то в 2020 году этот показатель составил 7,1 т/га. Однако, даже эту цифру ученые называют недостаточной в расчёте на 1 га сельскохозяйственных угодий. А что вы можете сказать по поводу интереса к органике в России? Есть ли подвижки и насколько они серьезные за последние годы? Может, есть какие-то статистические данные?
Станислав Хромов: Норма внесения органических удобрений на гектар зависит от источника навоза, типа почвы и логистических возможностей хозяйства. Статистических данных по России у меня нет, но основная тенденцией работы с навозом в последние несколько лет становится его нормированное внесение с учетом анализа по питательным веществам и его заделка в почву при внесении, те к навозу все больше подходят как к удобрению.
ГлавАгроном: Под какие культуры внесение органических удобрений наиболее эффективно в плане восполнения почвенного плодородия?
Станислав Хромов: Поскольку органика – это прежде всего питание почвенной биоты, а не напрямую растений, то и восполнять почвенное плодородие необходимо на тех полях, которые прежде всего показывают из года в год слабые результаты по урожайности, несмотря на стандартные нормы минеральных удобрений. Правда есть ограничение – это удаление таких полей от фермы, где обычно накапливают и хранят навоз – чем дальше, тем проблематичнее внести хорошую норму на гектар.
ГлавАгроном: Назовите основные ошибки, допускаемые аграриями при работе с жидким навозом?
Станислав Хромов: Я лучше назову некоторые приемы повышения эффективности работы с жидким навозом, тк зачастую аграрии знают как надо, но ограничены в применении этих знаний.
Первое – это хранение жидкого навоза – лучше три лагуны поменьше, чем две с таким же объёмом как три, но поглубже – причина работа мешалок и донный осадок, который становится труднодоступным и как следствие заиливание лагуны и снижение ее объёма хранения.
Второе – внесение. Качать шлангами с одновременной заделкой в разы эффективнее, чем перевозка бочками и просто разливание по поверхности с последующей заделкой – если нет возможности купить такое оборудование – нанимайте компанию (например Сельхозпроект или АСК Альянс, Биокомплекс), которая быстро и эффективно откачает своей шланговой системой ваши лагуны и заделает в почву специальным культиватором.
Третье – норма внесения на гектар. Попытка внести максимально возможный объём жидкого навоза никак не помогает ни урожайности, ни здоровью почвы. Конечно логистически проще «вылить» как можно ближе к ферме, но распределив весь навоз в научно обоснованной норме по своим полям добавив небольшой объём минерального питания – вы получите большую экономическую и агрономическую отдачу от данного приема, нежели от «утилизации» жидкого навоза.
ГлавАгроном: Существуют ли оптимальные дозы и сроки внесения навоза?
Станислав Хромов: Сроки – стандартные – возможность работать в поле и не вязнуть трактору с культиватором, значит – это поздняя весна до посева и осень, после уборки урожая, а вот норму я бы определил, как например 40-50 м3 жидкого навоза КРС, добавляя еще комплексные минеральные удобрения исходя из потребности выращиваемой культуры по выносу питательных веществ.
ГлавАгроном: С каким навозом проще работать, по вашему мнению: твердым или жидким?
Станислав Хромов: Какой навоз производится, с тем и приходится работать, т.к. это побочная продукция животноводства, которая зависит от технологии содержания животных. Однако жидкий навоз конечно технологичнее, т.к. его можно качать насосом на приличное расстояние. А еще в жидком навозе с помощью специальных жидких полимерных добавок можно сохранить много азота и получить дополнительный урожай!
ГлавАгроном: Существуют ли особенности внесения навозной жижи в почву?
Станислав Хромов: Главное заделывать навоз в почву, а не оставлять его на поверхности, где он образует твердую соляную корку. Для данной технологии требуется специальное оборудование, однако его уже производят в России и уже есть наработанная практика по его использованию.
ГлавАгроном: В одном из исследований на тему использования органических удобрений сказано, что для исключения ошибки по внесению свежего навоза в хозяйствах должны быть созданы переходящие фонды навоза с минерализацией, как минимум от 0,5 до 1,0 года. Как вы считаете, это правильный посыл или в фондах нет необходимости?
Станислав Хромов: Не совсем понятно про какую ошибку с внесением свежего навоза идет речь – скорее всего о 6-месячном карантинировании на предмет отсутствия патогенных микроорганизмов. Сейчас на российском рынке есть уже биологические препараты, которые подавляют патогены в свежем навозе и после соответствующих анализов можно вносить навоз в почву. Минерализация навоза с помощью почвенной биоты происходит намного быстрее, чем в лагуне или на площадке.
ГлавАгроном: Какие агроприемы, по вашему мнению, помогут повысить эффективность применения навоза в хозяйствах, а также создать все предпосылки для повышения плодородия почв?
Станислав Хромов: Равномерное распределение навоза по полю с одновременной заделкой – один из самых важных приемов. Внесение в жидкий навоз биологических (полезные микробы) и биополимерных добавок (Триюн) повышают эффективность навоза для почвы и растений, повышая плодородие и урожайность.
ГлавАгроном: Неравномерное, а, следовательно, нерациональное внесение навоза на поле – часто распространённая ошибка у хозяйств. В чем кроется причина этой ошибки?
Станислав Хромов: Часто на таких полях с неравномерным внесением – «кучками» – видны такие же горки с более рослыми растениями – кукурузой или люцерной. Данная проблема кроется в отсутствии у хозяйства технической возможности распределить навоз по полю, но в итоге потери от неравномерного роста растений на таких полях больше, чем экономия на разбрасывателях для навоза. Второй вариант – это закачка жидкого навоза в почву «по максимуму» – данный прием экономит время механизаторов, но снижает плодородие почвы, меняя ее состав и снижая уровень полезной микробиоты, что ведет в итоге к снижению урожайности и упущенной выгоде.
ГлавАгроном: Два года назад вы сетовали на инженерные и логистические проблемы хранения и вывоза жижи в хозяйствах. Расскажите, как обстоят дела в данном направлении сейчас?
Станислав Хромов: За последние два года ситуация с инженерной и логистической составляющими существенно улучшилась. Хозяйства строят все больше больших лагун под хранение жидкого навоза, нанимают или покупают шланговые системы для перекачки навоза в поля и заделкой в почву культиватором. Больше хозяйств стали применять бактерии и биополимеры для подготовки навоза к выкачке и очистки лагун от донного осадка, который с каждым годом снижает емкость хранилищ. Мы смотрим на ситуацию с внесением навоза в поля с оптимизмом!
ГлавАгроном: Расскажите более подробно о технологии Нутричардж. Чувствуется ли скептицизм у фермеров или инновационный продукт входит в доверие сельхозтоваропроизводителей?
Станислав Хромов: Технологию Нутричардж наша компания принесла на российский рынок 5 лет назад, начав первые испытания в Тульской области. За 5 лет прошли большие испытания во многих регионах России – от Калининграда до Владивостока – появились постоянные покупатели, но расчёт делался на заводы-производители фосфорных удобрений, которые в итоге отказались внедрять наш полимер Нутричардж в своё производство. Нам пришлось перестраивать всю политику продвижения и менять целевую группу с крупных предприятий на средние хозяйства и фермеров
ГлавАгроном: Дефицит подвижного фосфора – тема новая или это хорошо забытое старое?
Станислав Хромов: Тема дефицита подвижного фосфора в почве для российских аграриев не совсем новая – наука ранее предлагала решать вопрос увеличением доз вносимых удобрений, что экономически тяжело сделать хозяйствам. Мы предложили повысить коэффициент использования фосфора из того количества удобрения, что хозяйство вносит каждый год. При простом объяснении данной технологии – защита фосфора от связывания катионами металлов в почвенном растворе – ее внедрение оказалось технически сложным процессом, т.к. каждый биг бэг с удобрением требуется пропустить через нашу мобильную установку и затарить в другой – уже многоразовый биг бэг.
Хозяйства аналогичным способом протравливают семена пшеницы, например, но с удобрением им кажется процесс очень проблематичным.
ГлавАгроном: Что можете сказать об урожайности на фоне применения технологии Нутричардж?
Станислав Хромов: Фосфор зачастую не является самым большим лимитирующим урожайность фактором, особенно на пшенице, поэтому прибавка в среднем при использовании Нутричардж составляет 4-5 ц/га – она кажется маленькой по сравнению с теми трудностями при подготовке удобрений полимером Нутричардж. И здесь требуется упорство и время, чтобы показать все дополнительные выгоды от нашей технологии, которые проявляются в более крепком здоровье растений, как отмечают агрономы хозяйств. Наш постоянный клиент в Краснодарском крае «Урожай 21 век» Брюховецкого района уже 4 года применяет Нутричардж на всей площади хозяйства – 10 тысяч гектаров – под все культуры. В прошлом году при не совсем благоприятной погоде в крае хозяйство было лидером по урожайности озимой пшеницы, за что получило грамоту от Минсельхоза.
ГлавАгроном: Расскажите об экономическом эффекте технологии
Станислав Хромов: Экономически Технология Нутричардж выглядит так – на 100 кг удобрения на гектар хозяйство тратит 900 руб. с НДС на полимеризацию удобрения, на выходе получает прибавку 4 центнера пшеницы по 12 рублей – это 4800 руб., т.е. чистый доход с гектара 3900 рублей или 4 рубля на вложенный рубль.
На подсолнечнике, рапсе, сое, картофеле и сахарной свекле экономика ещё более интересная.
Сейчас мы надеемся, что Технология Нутричардж может заинтересовать семеноводческие хозяйства, которым нужна и урожайность и качество семян.
Кроме защиты фосфора мы помогаем хозяйствам защитить аммонийный азот из минеральных удобрений. Технология максимально интересна хозяйствам, кто применяет КАС. На гранулированных азотных удобрениях тоже есть хорошие результаты, но здесь опять все упирается в технические вопросы по обработке гранул.
На данный момент у нас 4 мобильных установки. Они работают в Самарской области, Тульской области, Краснодарском крае и Ростовской области, а также пробуем работать в Удмуртии.