Хлопковая совка в Ставропольском крае регулярно наносит значительный ущерб многим полевым сельскохозяйственным, овощным, а также декоративным, цветочным культурам, так как является многоядным вредителем. Постоянно от нее происходит недобор продукции таких занимающих большие площади культур, как кукуруза, томаты и другие пасленовые.
Прослушать полную аудиоверсию этой статьи.
В последние 10-15 лет значительно расширился спектр повреждаемых вредителем культурных и дикорастущих растений. По нашим наблюдениям совка интенсивно питается на подсолнечнике, горохе и прочих зернобобовых, сорго, льне, астре, календуле и других декоративных и лекарственных сложноцветных, а при необходимости может переходить на несвойственные для нее ранее культуры – люцерну, виноград, яблоню (Стамо, Коваленков, Кузнецова, 2019).
Например, в 2019 г. отмечено массовое размножение совки на озимой пшенице в засушливой и в центральной зонах Ставропольского края. Предполагали, что это вспышка зерновой совки, но исследованиями лаборатории защиты растений нашего института, (В.Н. Черкашиным с коллегами) доказано, путем выведения бабочек, что это были именно гусеницы хлопковой совки.
Несмотря на постоянное присутствие в агроландшафтах Предкавказья, численность хлопковой совки подвержена значительным колебаниям и характеризуется с периодами депрессии и вспышек, происходящих с неравными промежутками времени, на что обращали внимание многие отечественные исследователи. Этот вопрос важен, прежде всего, в практическом отношении для планирования объемов мероприятий по борьбе с вредителем, возможно и подбором культур, методов борьбы.
За почти 20-летний период – с 2000 по 2019 гг. мы постарались проследить характер динамики численности хлопковой совки. Были использованы данные Филиала «Россельхозцентр» по Ставропольскому краю и собственные учеты и наблюдения.
За анализируемый период в регионе были отмечены вспышки численности хлопковой совки в 2000-2001, 2003-2005, 2010-2011, 2014-2015, 2018-1019 гг. Промежутки между вспышками составляли от 3 до 5 лет. Массовое размножение происходило по 2-3 года подряд.
Наблюдается закономерность сохранения повышенной численности вредителя 2 года подряд, хотя и не на одном уровне, но выше, чем при депрессии. В первый год происходит нарастание численности, на второй – резкий пик, который в следующем году может оборваться, благодаря эпизоотиям бактериоза (B. thuringiensis). Но если бактериоз не проявится из-за сухой и жаркой погоды, то высокая численность будет и на третий год, как было в 2003-2005 гг.
Таким образом, динамика численности вредителя связана с ГТК, что статистически подтверждено (Ченикалова, Вдовенко, 2011; Ченикалова, Коломыцева, Черкашин, 2018). Первое поколение малочисленно, и проходит на нейтральной или сорной растительности. Рост численности II-III поколений происходит в теплой или жаркой первой половине весенне-летнего периода.
Ливневые дожди и повышенная влажность могут снижать численность совки по нескольким причинам, вплоть до смыва яиц и гусениц первых возрастов. Губительны для вредителя резкие похолодания с осадками в апреле-мае и в июле, как было в 2019 г.: многочисленные гусеницы на подсолнечнике и кукурузе гибли в массе от грозовых ливней и болезней. В 2010 г. на кукурузе при поливе также наблюдалась массовая гибель гусениц от бактериоза.
Теплая зима 2018/2019 г. обеспечила успешную перезимовку куколок III и IV генераций 2018 года. Обычно в Ставропольском крае наблюдается 3 поколения хлопковой совки. Появление IV поколения в 2018 году было вызвано аномальной жарой летних месяцев. Такая же засушливая весна (апрель-май) 2019 г. заставила гусениц питаться на озимой пшенице и горохе.
А в конце июля и начале августа начался лет бабочек четвертой генерации. Гусеницы питались на поздних культурах, на поливных участках, где сохранялся сочный корм, повреждали листья и завязи семян и плодов различных культур. В западных районах Ставропольского края особенно характерно накопление гусениц совки в данный период на сорном растении – канатнике Теофраста.
Исходя из характерных для численности хлопковой совки резких колебаний, очевидно, что требуется постоянный мониторинг вредителя на каждом поле, т.к. численность может варьироваться не только от погодных условий, но и от степени увлажнения почвы, сроков посева и развития растений, а также и ряда других факторов, включая эпизоотии.
Наиболее оптимальным является феромонный мониторинг лета бабочек, позволяющий определить локализацию вредителя, сроки отрождения гусениц и борьбы с ними.