Ученики Политехнической школы под руководством ученых Пермского Политеха (ПНИПУ) разработали два вида экологичных удобрений на основе струвита. Как отметили в пресс-службе вузе, новые удобрения не только повышают урожайность, но обладают более длительным действием и снижают нагрузку на окружающую среду.
Порядка 50% удобрений вымываются из почвы при первых поливах. Это влечет за собой две проблемы:
Удобрение состоит из трех полезных частей.
Ученые представили два варинта продукта, каждый из которых обладает своими свойствами.
Торф хорошо связывает гранулы, но его нужно много, чтобы удобрение не рассыпалось, а цеолит уменьшает количество торфа, но зато помогает сохранить прочность гранул. Это важно, если растениям нужно больше минералов, чем органики. Кроме того, цеолит улучшает почву – разрыхляет ее и связывает вредные вещества, например, тяжелые металлы.
Кроме того, новое удобрение отличается от традиционных и способом изготовления. Ученые пояснили, что обычные технологии производства струвита требуют избытка химикатов, при этом выход целевого вещества находится на уровне 80-90%, а полученный струвит плохо растворяется. В ПНИПУ удобрение создается по собственной модифицированной технологии. Она не требует лишних реагентов, выход продукта по ней составляет 98-99%, и питательные вещества из струвита усваиваются растениями лучше, сохраняя при этом свое длительное действие.
Как заверяют ученые, на рынке не существует прямых аналогов такого удобрения с теми же свойствами, а косвенные аналоги либо менее эффективны, либо дороже.
Разработка старшеклассников Политехнической школы совместно с учеными Пермского Политеха имеет хорошие перспективы для применения в АПК, так как такое удобрение работает долго, не наносит вреда природе и помогает растениям лучше усваивать питательные вещества. Благодаря разным вариантам состава его можно подбирать под различные почвы и культуры.
Образцы удобрения первого типа уже готовы, сейчас исследователи работают над получением удобрений второго типа.
Исследование проведено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».