Ученые Тимирязевки выяснили, из чего складывается спрос на органическую продукцию

20.06.2024
Опыт
122
Ученые Тимирязевки определили, из чего складывается спрос на органическую продукцию

Мировая тенденция к здоровому и экологичному образу жизни стала одной из причин роста популярности органической продукции, произведенной в соответствии с принципами «зеленой» экономики. При этом в России органические продукты еще не получили широкого распространения. Ученые Тимирязевской академии изучили спрос населения на органическую продукцию и выявили факторы, которые влияют на его формирование. Результаты опубликованы в журнале, проиндексированном базой данных Scopus, сообщает пресс-служба академии.

Органическое земледелие выделяется как одно из ключевых направлений «зеленого» хозяйства. Органические продукты создаются без вреда для окружающей среды и оказывают благотворное воздействие на здоровье общества. Однако несмотря на обилие пахотных земель, доля России на мировом рынке органических продуктов составляет всего 0,2%.

По мнению ученых Тимирязевки, основными причинами этого являются:

  • низкий уровень владения технологиями органического земледелия,
  • недостаток устойчивых семян,
  • значительные различия в природных и климатических условиях между регионами и их способностью производить органическую продукцию.

Ученые провели исследование и изучили факторы, влияющие на спрос и потребление органической продукции в Московской области. Участие в опросе приняли 300 респондентов разных половозрастных групп и с разным уровнем доходов. 

«Оценивая спрос в Москве и Московской области, мы видим, что потребность в органической продукции есть. Все больше людей заинтересованы в здоровом образе жизни, включая правильное питание. Но уровень осведомленности населения о проверке «чистоты» продукта остается на низком уровне, информация о сертификации и наличии знака органической продукции, утвержденного Минсельхозом России, недостаточно освещена и потребители зачастую не знают о нем и не проверяют его наличие. Данная проблема актуальна не только для Московского региона, но для всей России в целом»
Вера Мизюрева доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и налогообложения РГАУ-МСХА им. Тимирязева

Результаты показали, что люди, предпочитающие органические продукты, имеют определенные ценностные установки и своеобразный образ жизни. Важно отметить, что они не обязательно принадлежат к высокодоходным слоям населения. Например, в настоящее время набирает обороты движение LOHAS (Lifestyles of Health and Sustainability) – образ жизни, основанный на здоровье и устойчивости. Адепты LOHAS стараются вести здоровый образ жизни и, по возможности, улучшать экологическую обстановку, т.к. считают это непременным условием благополучия каждого человека.

Исследование показало, что:

  • 70,4% опрошенных проявляют интерес к потреблению органических продуктов,
  • 32% неправильно понимают, что такое органика, часто путая ее с продукцией фермеров,
  • менее 8% респондентов требуют сертификат при покупке органической продукции.
«Не вся фермерская продукция является органической, а только та, которая производится по безопасным технологиям, не причиняя вреда человеку и окружающей среде. При ее производстве не допускается применение химических препаратов (пестицидов, минеральных удобрений, антибиотиков, стимуляторов роста), искусственных добавок (консервантов, стабилизаторов, усилителей вкуса), а также использование методов и средств генной инженерии. Органическая продукция сертифицируется».
Вера Мизюрева доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и налогообложения РГАУ-МСХА им. Тимирязева

Исследование выявило проблему низкого уровня осведомленности населения о пользе и особенностях органического производства, некомпетентность потребителей в этом вопросе. Согласно результатам опроса, основными факторами, влияющими на спрос на продукты питания органического производства, являются их качество, состав и цена.

Россия и Китай обсуждают взаимную сертификацию органической продукции

Ростовское предприятие представило экологически чистую продукцию на БЕЛАГРО-2024