Стерня: о новых возможностях решения проблемы рассказал эксперт

16.08.2023
Технологии
593
Фото: exp.idk.ru
Работа со стернёй – залог получения высокого урожая сельхозкультур

В какой бы точке России ни работал агроном, он может столкнуться с такой ситуацией. Берешь лопату, выходишь на поле, копаешь и видишь солому прошлого или даже позапрошлого года, которая абсолютно не разложилась. Лежит под пластом почвы такая же жёлтая, какой её и заделали. И тогда начинают возникать вопросы:

  • Что происходит с нашими почвами?
  • И что делать с пожнивными остатками?

На эти вопросы, специально для читателей «ГлавАгроном», ответил генеральный директор НПО «Биоцентр» Александр Харченко, предлагая взглянуть на пожнивные остатки новым взглядом и увидеть в них не помеху, а резерв для получения высоких урожаев сельхозкультур. Ведь именно с правильного разложения соломы, считает учёный, начинается путь к высокому плодородию.

Работа со стернёй – ключ к восстановлению плодородия

При подготовке поля к севу озимых культур первостепенная задача – освободить почву от вредоносных микроорганизмов: грибов и бактерий. Против грибов применяются эффективные химические фунгициды, но «химия» не приближает к восстановлению плодородия, а наоборот – удаляет. Против патогенных бактерий в настоящее время вообще нет эффективных ядохимикатов, только антибиотики, которые убивают всю живую микрофлору без разбора: и вредную и полезную. Получается парадокс: освобождая почву от патогенов, мы вынуждены убивать и полезные микроорганизмы.

«Мы ищем причину, по которой почва страдает «дисбактериозом», и не может переработать растительные остатки, на которых сохраняется до 75 процентов фитопатогенов. Главная причина деградации почвы – результат повсеместного внедрения системы, которой мировое сельское хозяйство начало следовать с конца пятидесятых годов ХХ столетия. В СССР же она начала внедряться в 1964 году. Речь идёт о так называемой модели земледелия нобелевского лауреата Нормана Борлоуга, «отца Зелёной революции», который предложил своё видение того, как можно спасти человечество от голода на тот данный момент человеческой истории»,
Александр Харченко генеральный директор НПО «Биоцентр».

В основе системы Н.Борлоуга лежит идея интенсификации сельского хозяйства посредством следования четырём принципам:

  • выбор наиболее урожайного сорта или гибрида;
  • применение больших доз минеральных удобрений;
  • защита растений с помощью химических средств;
  • по возможности – полив.

Интенсивное земледелие – это затратно

«Борлоуг «отодвинул» проблему мирового голода, но система, которую он предложил, сегодня стала очень дорогой из-за диспаритетного роста цен на удобрения и химическую защиту. Мы уже дважды за пять лет оказываемся в зоне убыточного производства, когда себестоимость зерновых становится выше цены реализации, потому что все ресурсы необходимые для растениеводства постоянно дорожают, опережая рост цен на саму сельскохозяйственную продукцию. Также повсеместно система интенсивного земледелия запустила интенсивный процесс деградации почв»,
Александр Харченко генеральный директор НПО «Биоцентр».

Система Нормана Борлоуга негативно отразилась на здоровье земельных ресурсов: большие дозы минеральных удобрений, пестицидная нагрузка, обработки тяжёлой техникой привели к тому, что почвы потеряли структуру, появились мощные уплотнения, произошла потеря значительной части гумуса.

«Влага весной и зимой не просачивается в глубину, не накапливается, как должно происходить на здоровых почвах – идеть интенсивное испарение с поверхности и стекание по рельефу. Почвы у нас начинают умирать. И если ещё 30-40 лет так продлится, то их ресурсов не хватит, чтобы накормить население планеты. По причине падения плодородия почвы через лет 30-40 около 1 млрд 400 млн человек населения Земли будет невозможно прокормить, а остальные будут серьезно недоедать. По инициативе индийского религиозного деятеля и мистика Садхгуру был снят фильм «Спасем почву – наше истинное тело», который очень популярен в мировых информационных сетях. Каким может быть практическое решение в этом случае?»
Александр Харченко генеральный директор НПО «Биоцентр».
Фото: НПО «Биоцентр»
Интенсификация сельского хозяйства пагубно сказалась на плодородии почв

Восстановленные микробные ценозы помогут убрать инфекцию из почвы

В качестве альтернативы системе Нормана Борлоуга в НПО «Биоцентр» разработали и внедряют систему Адаптивного биологизированного земледелия, основными принципами которого стали:

  • продуманная защита растений химическими и биологическими средствами в совместном применении,
  • восстановление плодородия почвы через работу с пожнивными остатками,
  • дробные некорневые подкормки минеральными удобрениями по фазам развития растений.

При этом дорогостоящие минеральные удобрения вносятся не в почву, а только по листу. Также система предусматривает внедрение элементов сберегающего земледелия c минимальным механическим воздействием на почвы – системы strip-till, no-till и mini-till.

Их применение позволяет не только значительно снизить себестоимость растениеводческой продукции, но и позаботиться о главном ресурсе растениевода – плодородии почвы. В данном случае рост плодородия обусловлен за счет роста биологической активности почвы через  восстановление биоразнообразия почвенной микробиоты и восстановление её функциональной активности.

«Совместно с Институтом фитопатологии мы разработали стратегию коррекции (исправления) микробных ценозов почвы, где мы работаем сложными микробными препаратами вместе с химическими обработками растений – вносим бактериальные закваски-консорциумы микроорганизмов на семена, на растения в процессе вегетации, и на растительные остатки. Это носит название не «биометода», а «биоконтроля», и кроме высокой эффективности защитных мероприятий имеет потенциал роста урожайности сельскохозяйственных культур – 40-250 процентов, как показала практика внедрения этого метода»,
Александр Харченко генеральный директор НПО «Биоцентр».

Одна из главных задач при коррекции микробных ценозов – убрать инфекцию из почвы, то есть снизить количество патогенов в ней. В этом случае пожнивные остатки обрабатываются специальными бактериальными препаратами, которые не только разлагают солому и устраняют (вытесняют) патогенные микроорганизмы на стерне, но и приживаются в почве, в дальнейшем участвуя в почвообразовании. Компания применяет эту технологию с 2005 года, фактически 20 лет работая в данном направлении.

Архаичные технологии разуплотнения почвы

«Эти технологии в истории имеют своих архаичных предшественников. Сейчас их применяет только биодинамическое направление органического земледелия. В своё время мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с одним из лидеров биодинамического земледелия Алексом Подолински (1925-2019), аграрием из Австралии, который ввел эту систему на 1 миллионе гектаров австралийских почв. Мы обсуждали проблему уплотнения почв, и он отмечал, что для восстановления таких земель требуется применение чизеля, водной вытяжки из биодинамического микробного препарата “пятисотый”, или, как его называют – «роговый» компост, и сев культур со стержневой корневой системой, которая бы закрепила результаты «взлома» плужной подошвы»,
Александр Харченко генеральный директор НПО «Биоцентр».

Ученый пояснил, что местные аграрии в Германии издревле применяли для разуплотнения почвы «роговый» компост. Его популяризировал Рудольф Штайнер (1861-1925) – основатель биодинамического метода ведения сельского хозяйства – формы альтернативного сельского хозяйства.

Для его приготовления рог коровы наполняют навозом, закрывают глиняной пробкой и помещают в землю на несколько месяцев. Вызревшая субстанция имеет микробный титр 500 миллионов микроорганизмов на куб. сантиметр и представляет собой природную синтрофную микробную ассоциацию, способную приживаться  в почве и менять ее структуру и другие свойства.

Работая же на уровне крупного сельхозпроизводства, целесообразно применять готовые микробиологические препараты-функциональные аналоги промышленного производства для внесения на пожнивные остатки в момент лущения стерни.

В этом случае из соломы получится микробное удобрение прямо на поле, восстанавливающее почву: если на поле урожай пшеницы составлял 50-60 ц/га (то есть на каждом гектаре остается не менее 5-6 тонн соломы), то в результате внесения препарата и размножения бактерий на пожнивных остатках можно получить около двух тонн биомассы живых микробов, которые будут восстанавливать и рыхлить почву.

«Это лучше, чем просто убрать солому плесневым грибом триходермой, которую пытаются сейчас популяризировать некоторые компании. (Нужно сказать, что в тему сельскохозяйственной микробиологии в последние годы ринулось много коммерсантов). Мы научились создавать синтрофные ассоциации, где каждый микроб взаимодействует друг с другом и поддерживают друг друга. Наши синтрофные ассоциации не только разлагают солому: они приживаются в почве и участвуют в процессе почвообразования. Мы уже создали 3 препарата для промышленного производства и широкого применения, в котором сосуществуют и взаимодействуют до 15 микробов, в том числе – микроб, который «проедает» зону из микотоксинов, выделенных грибами рода фузариум. За счёт этого микроба мы можем «выдавить» фузариум из почвы вообще и убрать токсичность почвы»,
Александр Харченко генеральный директор НПО «Биоцентр».
Фото: НПО «Биоцентр»
Основная причина «дисбактериоза» почвы – интенсификация сельского хозяйства

Триходерма может создать серьезные проблемы на поле

Относительно применения триходермы в качестве деструктора стерни: Владимир Филиппович Патыка, академик НААНУ, доктор биологических наук, из Института микробиологии и вирусологии им.Заболотного, Украина в своей кандидатской диссертации 1975 года «Изучение фитотоксичных свойств некоторых почвенных микроорганизмов» (в закрытой части) обратил внимание, что при систематическом применении плесневый гриб триходерма, известный в практическом растениеводстве как полезный микроорганизм, становится агрессивным токсикогенным паразитом и может создать серьезные проблемы на поле.

Ученый расскзал, что хозяйства на юге России, которые начали работать по соломе по системе НПО «Биоцентр», только за счет внедрения одного агроприема имеют прибавку 15 ц/га на озимой пшенице к основному уровню урожайности. В том числе за счет троекратного увеличения влагоемкости почвы. При применении всей системы Адаптивного биологизированного земледелия в рамках системы: обработка семян-обработка растений-обработка стерни можно получить кратное увеличение урожайности зерновых колосовых. На Юге России за 3-5 лет урожайность озимой пшеницы увеличилась до 85 ц/га в среднем по хозяйству с невысокой себестоимостью тонны пшеницы (3-5 тыс.руб./тонна).

Дают ли прибавку урожая деструкторы стерни?

Особенно важно превращать солому в полезное органическое удобрение там, где наблюдается «мозаичность» полей: то есть возникают зоны с более высоким или более низким плодородием, считает учёный. Дифференцированное внесение удобрений, которое предлагается сторонниками точного земледелия, он рекомендует заменить применением микробиологии.

Руководитель компании подчеркивает, что плодородие напрямую связано с биологической активностью почвы. За счёт обработки соломы микробными препаратами, восстанавливающими биологическую активность почвы в краткосрочном периоде (2-5 лет), можно полностью устранить мозаичность на полях.

«Одним из ярких примеров восстановления почвы за счёт работы с пожнивными остатками можно назвать ЗАО птицефабрику «Заря» из (Краснодарский край). Здесь микробиологические препараты компании применяются с 2018 года. Урожайность яровой пшеницы новосибирской и алтайской селекции выросла с 34 до 70-90 ц/га, а лучшее поле в 2022 году дало 108 ц/га. Нужно рассматривать работу с пожнивными остатками с помощью обработки специальными микробами как золотой ключик к восстановлению природного плодородия почв. Я уверен, что перечисленные методы, которые применяются и уже существуют не на уровне эксперимента, а в реальном производстве, должны быть максимально масштабированы и внедрены по всей стране на полях повсеместно»,
подытожил Александр Харченко.

Об особенностях микробиологических препаратов рассказал эксперт

Биопрепараты: эффективными оказались не все, — эксперт