На сегодняшний день фермерские и подсобные хозяйства производят почти половину сельхозпродукции в стране. И все они в той или иной степени испытывают трудности со сбытом овощей и фруктов. Количество рынков за последние годы сократилось в 6,5 раза, а попасть на полки крупного ритейла мешает замысловатая договорная процедура, в которой трудно разобраться и человеку с высшим образованием. Чтобы максимально помочь фермерам, в Совфеде разработали и внесли в Госдуму законопроект, который вводит понятие «фермерская продукция» и позволяет создавать агроагрегаторы — предприятия, которые будут закупать продукцию у фермеров, перерабатывать и заниматься ее сбытом, сообщили в Парламентской газете.
Ключевой момент в этом вопросе обозначил первый зампред Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике Сергей Митин: предпочтение в создании подобных структур должно отдаваться сельхозкооперативам, а спекулянты должны вообще остаться вне поля этого полезного начинания.
По данным Росстата, на долю личных, подсобных и других индивидуальных хозяйств на селе и в городских поселениях, а также россиян, имеющих земельные участки в садоводческих и огороднических некоммерческих организациях, приходится 22% произведенной продукции в сфере растениеводства, 30% в животноводстве. При этом доля хозяйств населения в совокупном производстве картофеля составила 65 процентов, овощей — 50%, молока — 36%.
В то же время, отметил Сергей Митин, следует иметь в виду, что 87 процентов малых и микропредприятий составляют хозяйства с численностью от 5 до 15 человек. Понятно, что таким небольшим предприятиям добиваться сбыта своей продукции на ярмарках, рынках, в сетевых магазинах или в каких-то небольших магазинчиках достаточно сложно. Все-таки их задача, как правило, состоит в выращивании или растений, или животных, переработке их первичной, пояснил сенатор.
Он добавил, что в стране насчитывается свыше 20 тысяч микро- и малых сельских предприятий и около 120 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, а также индивидуальных предпринимателей. А это почти 92 процента от всех зарегистрированных сельскохозяйственных товаропроизводителей страны. К этому стоит еще прибавить 20 миллионов личных подсобных хозяйств населения. И все они в той или иной степени испытывают трудности со сбытом.
Основные доступные для селян каналы, напомнил Сергей Митин, — это рынки и ярмарки. Но данные Росстата свидетельствуют, что количество розничных рынков в стране неуклонно снижается. С 2007 года их количество сократилось в 6,5 раза. Если ранее их насчитывалось около 6 тысяч, то сейчас всего 816.
Поэтому год назад председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила сенаторам вместе с профильными министерствами, отраслевыми сообществами при участии представителей торговых сетей проработать возможность создания дополнительных каналов реализации фермерской продукции. Итогом стал законопроект, который нормативно определяет понятие фермерской продукции, а также агроагрегатора и поясняет, какие меры господдержки могут оказать фермерам региональные власти.
По словам замдиректора департамента развития сельских территорий Минсельхоза Ренаты Бибарсовой, мерами адресной поддержки сегодня охвачены и крестьянские фермерские хозяйства, и кооперативы, а с прошлого года и личные подсобные хозяйства.
Но чтобы закрыть потребности армии малых сельхозпроизводителей, этого все же недостаточно. Нужно развивать электронные площадки дистанционных продаж, считают в Минпромторге. Представитель ведомства Сергей Лобанов заявил, что онлайн-формат как новый канал дистрибуции стал в последнее время популярным. По сравнению с доковидными временами объемы продаж здесь выросли в 5 раз.