Производители зерна Сибири предупреждают о снижении экспортного потенциала региона из-за действующей в РФ системы экспортных ограничений и дискриминационной политики Казахстана в сфере железнодорожных перевозок. Они просят принять меры для снижения этих рисков. Об этом говорится в двух письмах «Опоры России», адресованных председателю комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексею Майорову, сообщил «Интерфакс».
Первое письмо касается необходимости совершенствования механизма квотирования экспорта зерна из сибирских регионов. В нем сообщается, что действующая система экспортных ограничений, в основе которой лежат экспортные пошлины и квота, привела к сокращению активных участников ВЭД и ослаблению экспортного потенциала. Это, в частности, связано с тем, что рынки зерна и продукции его переработки в Китае и странах Юго-Восточной Азии ограничены пропускной способностью Восточного полигона Транссибирской магистрали. Кроме того, «с 2020 г. из сибирских регионов не субсидируется железнодорожный тариф на перевозку зерновых грузов в порты юга, из-за чего транспортные издержки до экспортных рынков Азово-Черноморского бассейна достигают 50% себестоимости выращенного в Сибири зерна и предопределяют его ценовую неконкурентоспособность», говорится в письме.
В результате сибирские экспортеры находятся в неравном положении, а основные объемы экспортных поставок обеспечивают крупные игроки Южного и Центрального федеральных округов.
Они предлагают диверсифицированный подход к определению размера квот для экспортеров Сибири, который может заключаться «в формульном применении повышающего коэффициента 4 и более, выравнивающего объективные ограничения, что позволит достичь обоснованного размера квот для экспорта зерна из Сибири».
В качестве еще одной проблемы, ограничивающей экспорт зерна из Сибири, в письме называется тот факт, что «поставки на перспективные рынки стран Средней Азии практически полностью заблокированы политикой Казахстана в сфере регулирования тарифов на транзитные железнодорожные перевозки».
В связи с этим «Опора России» во втором письме к сенаторам просит инициировать обсуждение с органами власти возможности применения единообразного железнодорожного тарифа для российских и казахстанских грузоотправителей при перевозках по территории Казахстан в направлении третьих стран.
Как сообщается в письме, перспективными направлениями для продукции АПК сибирских регионов исторически являются дефицитные рынки стран Средней Азии, в частности, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, а также связанных с РФ сетью железных дорог рынки Афганистана, Пакистана и северо-западной части Китая.
Его авторы поясняют, что железнодорожные тарифы внутри Казахстана и транзитные тарифы при поставках грузов из РФ через республику существенно различаются: транзитные тарифы выше более чем в четыре раза. Это обстоятельство делает российских экспортеров неконкурентоспособными на рынках Центральной Азии.
Профицит зерна в сибирских регионах в этом году может составить почти 6 млн тонн (с учетом переходящих запасов). По оценке региональных органов власти и экспертов, урожай зерна здесь превысит 16 млн т при внутреннем потреблении 10,4-10,8 млн т. Для устойчивого развития сельского хозяйства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности из Сибирского федерального округа необходимо ежемесячно вывозить не менее 500 тыс. т зерна и продукции его переработки, в том числе на экспорт, считают авторы обращений.