Сибирь в зерновом котле: как из него выбраться и чего ждать от взаимодействия с Казахстаном? – ответила Оксана Лут

27.01.2025
Опыт
291
Фото: скриншот трансляции форума «Развитие малого агробизнеса в России»
Никита Кожанов поинтересовался у Оксаны Лут, куда сибирским аграриям девать излишки зерна и чего ждать от взаимодействия с Казахстаном?

Форум «Развитие малого агробизнеса в России», который состоялся в Москве в пятницу 24 февраля, разъяснил ряд актуальных и животрепещущих вопросов, волнующих российских аграриев сегодня. Мероприятие прошло в формате «вопрос-ответ» и дало возможность представителям малого бизнеса напрямую обратиться к главному человеку АПК России – министру сельского хозяйства Оксане Лут. Так, председатель Союза крестьянских (фермерских) формирований (АККОР) Алтайского края Никита Кожанов в своем вопросе выразил «всю боль сибирских фермеров» и поинтересовался у министра: куда аграриям деть переизбыток зерна, возникший в регионах вследствие высокого урожая, а также чего ожидать от взаимодействия с Казахстаном и цен на логистику в этом году? Комментариями Оксаны Лут поделились спецкоры портала «ГлавАгроном», присутствовавшие на мероприятии.

Вопрос, который беспокоит всех фермеров Алтайского края, да и, наверное, Сибири. Наша боль – это диспаритет цен. «Посчитали по осени цыплят», оказалось, потратили очень много. Пытаемся работать с затратной частью, где-то ужимаемся, где-то оптимизируем. С этим можно работать, по крайней мере. А вот с доходной частью работать несколько сложно.

 

Алтайский край и Сибирь находятся в некотором «зерновом котле». Чтобы это зерно вывезти в любую точку, где есть порты, нужно проехать тысячи километров, но это расстояние делает наше зерно не особо привлекательным для покупателей. У нас под боком хорошее направление – Казахстан. До Нового года был закрыт, с Нового года открылся, но зерно почему-то не поехало.

 

Знаем, что вы постоянно держите на контроле вопрос взаимодействия с Казахстаном, регулярно проводите встречи. Поделитесь, пожалуйста, чего ждать сибирским фермерам от взаимодействия с Казахстаном? Может, есть какие-то договоренности о задействовании логистической цепочки Казахстана для вывоза сибирского зерна? Как предложение, может быть, рассмотреть вариант диверсифицированного подхода по начислению пошлин для морского транспорта и железнодорожных перевозок как более дорогих? Спасибо.

Никита Кожанов председатель АККОР Алтайского края

Отвечая на вопрос, Оксана Лут отметила, что Сибирь действительно находится на дальнем расстоянии от портов, но при этом является точкой роста по увеличению объемов производства сельхозкультур, в частности, зерновых. Самая главная задача – распределить этот объем, так как «сама Сибирь столько не съедает», поэтому его нужно вывозить.

  • Первый путь – Казахстан, южные рынки, на которые можно попадать железной дорогой. Однако сейчас это направление развито плохо, т.к. Казахстан установил очень высокий транзитный тариф через свою территорию. Имеет на это право, подчеркнула Лут. В Казахстане в прошлом году был получен рекордный урожай зерна, собрано очень много пшеницы.

Поэтому, когда они отменили запрет на импорт с первого января, конечно, ничего не поехало, потому что у них самих из-за большого урожая очень низкая цена. В России была подобная ситуация в предыдущем сезоне. Сейчас все изменилось, в этом году сложилось вот так. Зачем им наше зерно, когда у них дешевле? Поэтому объективно мы думаем, что в этом сезоне не сильно сможем везти продукцию ни в, ни через Казахстан. Им наше зерно будет не нужно, потому что у них очень много своего.

Оксана Лут министр сельского хозяйства РФ

Однако ситуация меняется, подчеркнула министр, и меняется и погода. Конечно, нам нужно продолжать работать и жить вместе с Казахстаном. Казахстан – наши партнеры и нам нужно выстраивать единую политику. Лут напомнила, что министр сельского хозяйства РК был совсем недавно в Москве, это уже вторая встреча, где Россия пытается договориться с Казахстаном о том, чтобы транзитные тарифы для РФ уравняли до тарифов для резидентов Казахстана. Понятно, что это определенная денежная потеря для республики, но нужно найти правильный, разумный компромисс. В целом, по словам Оксаны Лут, казахстанские партнеры заинтересованы в работе с нашими трейдерами,  потому что они могут ввести зерно не только на юг, но и через наши порты, и фактически пользоваться нашими рынками сбыта.

  • Второй момент – это вывоз зерна по территории России, вывоз через порты – Высоцк, Балтика, Южные порты.  Лут напомнила, что специально для регионов Сибири действует 406-е постановление по субсидированию тарифа. На сегодняшний день государство имеет возможность субсидировать сибирских аграриев на общую сумму 8,3 млрд рублей.

Этих денег, конечно, не хватит, потому что у нас зерна больше. Когда они закончатся, мы будем думать, что с этим делать, где еще искать деньги. Но это, конечно, основная сейчас мера поддержки – субсидии транспортировки и выход зерна либо через Балтику, либо через Южные порты,

подчеркнула Лут.

При этом министр отметила, что отечественные трейдеры, если раньше, еще несколько лет назад, как-то скептически смотрели на Сибирь, то сейчас все чаще смотрят в эту сторону. Климат меняется, погода разная, в этом году южные регионы собрали меньше зерна, чем обычно. А товар нужен, поэтому все топовые федеральные трейдеры пошли в Сибирь и учатся работать в Сибири.

Поэтому я думаю, что все зерно, все излишки, которые есть в Сибири, будут вывезены. И мы будем работать над тем, чтобы достичь необходимой рентабельности для производителей зерна. Сибирь – это наш резерв по увеличению производства. Мы будем его развивать,

подытожила Оксана Лут.

Мы вас не бросим – Ирина Жачкина о льготном кредитовании аграриев в 2025 году

Меры поддержки кооперации фермеров с агрохолдингами разработает Минсельхоз