Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин в своем выступлении на пленарном совещании в рамках деловой программы «Всероссийского дня поля 2024» отметил, что Россия сохранит мировое лидерство по экспорту пшеницы в новом сезоне. На долю страны по оценке мирового совета по зерну придется около 24%. Это сообщили редакторы «ГлавАгроном», которые приняли участие в главном форуме крупнейшей российской выставки.
Выступающий отметил, что у других стран-участников рынка доля экспорта значительно ниже, сказываются сложные погодные условия и неблагоприятная конъюнктура цен. При этом пшеница является одной из самых низкомаржинальных культур. Это накладывает отпечаток на экспортную активность всех стран, которые вовлечены в процесс производства и продажи.
В этом сезоне, по предварительным данным, Россия достигнет первого места по экспорту ячменя. Ячмень и кукуруза занимают 13 и 11% в структуре экспорта зерновых, это востребованные на мировом рынке культуры, производство и экспорт которых надо развивать.
Что касается географии рынков, то основным является регион MENA – Ближний Восток и Северная Африка. Это наш «домашний» рынок, который обеспечивает основные объемы сбыта.
Крупный сосед и импортер нашей продукции Иран является одним из ключевых покупателей фуражных культур. Этому благоприятствует логистика и частная инициатива.
Тот же тренд демонстрирует Саудовская Аравия, которая сокращает закупки продовольственной пшеницы, но наращивает закупки фуражных культур. У нас очень конкурентоспособны ячмень и кукуруза для рынка Ближнего Востока. Таким образом Саудовская Аравия остается в пятерке основных импортеров несмотря на снижение закупок пшеницы.
При этом Алжир – относительно новый партнер. Все страны пятерки – это страны мусульманского мира, где традиции завязаны на потребление зерновых культур, в том числе продуктов из твердой и мягкой пшеницы.
Растет экспорт зернобобовых культур из России, в первую очередь, за счет поставок гороха. Горох – основная зернобобовая культура в РФ, он занимает 79,2% в структуре бобовых культур, нут – 11,8%, чечевица – 5,8%, 2,3% занимают прочие культуры.
Кандидат на включение в пятерку – давний партнер России – Пакистан, который готов наращивать объемы закупки зернобобовых культур.
Эдуард Зернин обратил внимание на 2 культуры – нут и чечевицу. Это направление – где мы совершенно не реализовываем свой потенциал, хотя культуры пользуются большим спросом в странах мусульманского мира и являются важной частью рациона. В росте предложения этих культур экспортеры видят большой экспортный потенциал.
Выступающий отметил, что благодаря санкциям, которые обеспечили добровольный уход многих конкурентов с наших рынков и возможности для установления прямых контактов с целевыми участниками торговли, для наших экспортеров открылись новые возможности.
Эдуард Зернин обратил внимание, что нужно стремиться к более тесному сотрудничеству с другими странами БРИКС.