Депутаты Госдумы предложили оптимизировать механизм страхования предприятий АПК. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы и опубликован в электронной базе палаты.
Инициатива направлена на снижение максимально допустимого размера безусловной франшизы (фиксированная часть ущерба (сумма или процент), которая не подлежит возмещению) по договорам страхования в области растениеводства и расширение перечня страховых событий по договорам страхования в области животноводства.
Одно из предлагаемых изменений предусматривает снижение максимального размера безусловной франшизы по договорам страхования урожая сельхозкультур и посадок многолетних насаждений (площади, занятые под посадки многолетних сельскохозяйственных культур) с 50 до 30% от страховой суммы. Парламентарии указали, что применение франшизы в размере выше 30% от страховой суммы при страховании приводит к существенному снижению такой выплаты, что в настоящее время является нецелесообразным.
Депутаты также обратили внимание, что сейчас при заключении договора страхования в отношении более чем одной культуры, относящейся к многолетним насаждениям, франшиза устанавливается для всей группы в целом. В связи с этим в случае утраты или гибели урожая яблок из суммы страхового возмещения вычитается размер франшизы, установленный в отношении яблони и груши в целом, следовательно, размер выплаты существенно снижается. При этом франшиза для других сельхозкультур устанавливается для каждой культуры индивидуально.
Исходя из этого, в целях определения единого подхода к установлению франшизы для каждой сельхозкультуры предлагается устанавливать франшизу для каждой сельхозкультуры, относящейся к многолетним насаждениям (например, яблоня и груша), отдельно, а не для всей группы многолетних насаждений.
Кроме того, предлагается увеличить период действия плана сельскохозяйственного страхования с одного года до трех лет. Авторы инициативы пояснили, что предельные размеры ставок для расчета субсидий, отражающие величину сельскохозяйственных рисков и включаемые в план сельскохозяйственного страхования, рассчитывают с учетом климатических условий выращивания сельхозкультур – они, в свою очередь, характеризуются многолетней совокупностью погодных условий, а сельскохозяйственные риски изменяются крайне медленно, поэтому предельные размеры ставок субсидирования не нуждаются в ежегодном пересмотре.
В случае принятия закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года. Господдержку в данной сфере сельхозпроизводителям на основании договоров агрострахования, заключенных до 1 сентября 2025 года, будут оказывать в соответствии со старой версией законодательства, которая действовала на день заключения договора агрострахования.
По материалам Парламентской газеты