Тренды рынка семян: контрафакт, роялти, карантинные зоны

14.01.2025
Cемена
207
Проблема борьбы с семенами неизвестного происхождения имеет глубокие корни

Проблема борьбы с семенами неизвестного происхождения имеет глубинные корни. При появлении фальсификата прежде всего идет дискредитация в целом селекционного центра, который занимается фальсификатом, либо того автора или патентообладателя, которого подделывают. К тому же, это сильно бьет по легальному бизнесу.

Что делать, чтобы на рынке был достойный выбор семян. Нужно ли платить роялти и какой должен быть его размер для сельхозтоваропроизводителя? Какая складывается ситуация по карантинным зонам в РФ.

Игорь Александрович Лобач, председатель Совета Ассоциации «Национальный семенной альянс», и Михаил Викторович Самусь, исполнительный директор «Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и масличных культур», расскажут про актуальные тренды рынка семян, а именно:

  • борьба с семенами неизвестного происхождения;
  • роялти в селекции;
  • карантинные зоны на территории РФ.
При появлении фальсификата прежде всего идет дискредитация в целом селекционного центра, который занимается фальсификатом

Борьба с семенами неизвестного происхождения

По оценкам Ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника, в 2009 году было зафиксировано 33% фальсификата на отечественном рынке, где в основном подделывали отечественные селекционные достижения. Та работа, которую проводила Ассоциация в дальнейшем, в значительной мере повлияла на постепенное снижение объемов контрафакта.

И к 2021 году по той же методике, объем контрафакта кукурузы на рынке составлял порядка 8%. Стоит признать, что в эти 8% в основном входят те люди, которые покупая семена, знают, что они контрафактные, и бороться с ними нет смысла. Гонясь за дешевизной больше, чем за качеством, они, конечно, как покупали, так и будут их покупать.

В семенах подсолнечника отследить объем контрафакта несколько сложнее, но, по словам председателя НСА, значительная доля – порядка 20% – высевается сортами под общим брендом сортовых семян ЕНИСЕЙ. Этот сорт уже более 60 лет существует на рынке, его автора нет в живых, но есть порядка 8 оригинаторов, которые воспроизводят эти семена. Если детально разбираться, где и какая сортовая чистота, то у каждого оригинатора эталон будет свой. И ни о каком ЕНИСЕЕ в первоначальном его виде речи быть не может. По сути дела, семена непонятного происхождения, которые занимают значительную долю на рынке.

В 2023 году в НСА отметили рост фальсификата на отечественном рынке – порядка 12%. По прогнозам, этот тренд может сохраниться в 2025 году и даже вырасти на 2%.

Ответственный сельхозтоваропроизводитель не должен покупать контрафакт или семена у неизвестного покупателя

Какие особенности можно отметить в текущей ситуации? Сегодня более активно подделываются семена иностранных компаний. Понятно, что там и маржа выше, и кто-то говорит, что это связано с ограничениями, хотя я думаю, что это неосновной фактор, главное, что там большая маржа. Подделывать отечественные семена, которые стоят 80 рублей и получить 50% прибыли, или подделывать иностранные семена, которые стоят 300 рублей за кг и получить тоже 50%, есть разница. Это основной фактор, который влияет на желание подобными делами заниматься,

говорит Игорь Александрович Лобач, председатель Совета Ассоциации «Национальный семенной альянс».

Где-то после 2010 года, когда была сильная засуха и аграрии не получили достаточное количество семян, у отечественных компаний забрали семенные остатки даже шестилетней давности. Когда разобрались, то оказалось, что контрафактчики забирали эти семена по 40 рублей на тот момент, чтобы перефасовать их в мешки иностранных компаний и продать по 160 рублей.

Сегодня происходит примерно то же самое, недобросовестные бизнесмены покупают отечественные семена официально и затем фасуют в мешки с иностранными брендами. Почему так происходит? По мнению председателя НСА, это косвенно подтверждает то, что отечественные семена по своей сути не уступают иностранным, и поймать разницу между иностранным гибридом и отечественным достаточно сложно.

Очень активно проявила себя в прошлом году не просто фальсификат, а контрабанда, то есть незаконный ввоз в РФ из сопредельных государств. Мы это отмечали и по Средней Азии. Мы собираем те факты, которые есть у наших дилеров. Только видео и фотофиксации у нас было более 20 случаев. Эти материалы отправлены и в Минсельхоз, и в Россельхознадзор, и в другие органы,

добавляет председатель НСА.

Также стоит отметить, что сейчас Россельхознадзор стал более внимательно относиться к качеству семян, поступающих из сопредельных государств.

Кроме того, в НСА отмечают определенный механизм ввоза семян на территорию РФ. Недобросовестные участники рынка покупают уже потерявшие или патентную защиту семена или же те гибриды, которые предприятия семеноводства перестали производить, по низкой цене. Потом оформляют документы и по этим документам развозят их как семена собственного производства на территории сопредельных государств. А затем либо фасуют в мешки других производителей, либо уверяют покупателя на словах, что товар хороший.

Существенный рычаг борьбы с этими явлениями – это как раз ФГИС «Семеноводство», которую сейчас много критикуют, и в значительной степени правильно. Но большинство наших членов считают, что плюсы от работы этой системы будут значительно больше, чем сегодня мы имеем минусов по ней,

отмечает Игорь Александрович Лобач.

Как правило, контрафакт покупают те организации и физические лица, которые знают, что они покупают контрафакт. Обычно у хозяйства нет денег купить семена, у него земля есть, а денег на семена нет и нужно купить хоть что-то что можно было бы продать.

Также отмечен рост контрафакта, когда резко пошла вверх цена семян иностранных компаний, еще до введения квот. В 2022 году много иностранных компаний заявило, что уходят с рынка. Потом, по факту, ушла одна или две компании. А все остальные под эту марку разорвали контракты по согласованию сторон, сказали, что они не могут выполнить условия. А потом через две недели продажи были объявлены дилерами, но только по двух с половиной кратной цене.

Это и стало основной базой для роста контрафакта. Каждый интерпретирует эту ситуацию по-своему, многие говорят, что регулирование и квотирование рынка повлияло на это. Но в НСА уверены, что первоначальным фактором был подъем цены без всяких оснований.

СОВЕТ! Ответственный сельхозтоваропроизводитель не должен покупать контрафакт или семена у неизвестного покупателя.
Вся мировая селекция держится на роялти, во всяком случае там, где продаются сорта

Роялти как механизм внебюджетного финансирования отечественной селекции

Если мы хотим иметь достойные семена, поступающие на рынок, необходимо обеспечить стабильное финансирование для отрасли селекции. Это не только господдержка, объем которой зависит от текущей политической ситуации и имеющегося бюджета на сегодняшний день. Зачастую финансирование из госбюджета идет волнообразно. А для селекции одного сорта не хватает даже пяти лет. Первые гибриды или сорта, которые можно получить с нуля, требуют 12-15 и более лет. И в этот период должно идти стабильное финансирование, поэтому нужно искать механизмы, которые смогут обеспечить внебюджетное финансирование.

Вся мировая селекция держится на роялти, во всяком случае, там, где продаются сорта. И их механизмы уже давно отработаны. У нас, в свое время, Россельхозбанк достаточно глубоко эту тему изучал и в Канаде и в Америке.

Мы на сегодняшний день как Ассоциация не видим необходимости с нашей стороны вмешиваться в систему взаимоотношений между селекционером и теми, кто покупает эти семена, потому что по гражданскому кодексу это про взаимоотношение двух сторон. Но мы говорим о том, что роялти платить сельхозпроизводители должны. Когда мы говорим об авторском вознаграждении за песни, которые поют, и есть отработанная система в получении авторского вознаграждения, у некоторых это вызывает смех. Смеяться можно, но нужно выработать такую же систему в селекции. Но, конечно, как только мы начинаем говорить об этом, то те люди, которым это финансово неинтересно, я имею ввиду либо сельхозтоваропроизводителей, которые сейчас не платят роялти, либо союзы, которые их представляют, начинают возмущаться.

комментирует председатель НСА.

При этом надо обратить внимание вот на что. По данным НЦЗ Лукьяненко и расчетам, которые делает ФНЦ зерна от его имени под руководством академика Людмилы Андреевны Беспаловой, отмечается, что каждые 10 лет в среднем в год при использовании новых селекционных достижений, то есть сортов у той же самой пшеницы, идет увеличение урожайности в среднем на 1,4 центнера. И если мы умножим этот показатель на среднюю цену, то увидим, что дополнительный доход сельхозтоваропроизводителя подходит где-то к двум тысячам рублей, при этом роялти не выплачивается. В НСА считают, что если будет выплачено хотя бы от 80 до 100 рублей каждым сельхозтоваропроизводителем, то селекционерам этого хватит.

Также в НСА выступают за то, чтобы размер роялти был достаточно приемлем для агрария, в такой степени, чтобы его стыдно было не заплатить. По расчетам экспертов семенного альянса, которые занимаются пшеницей, это как раз колеблется от 80 до 100 рублей с гектара. Еще многое зависит от того, какая категория семян будет выбрана: оригинальные, элитные или первой репродукции.

В чем ключевой вопрос на сегодня и вокруг чего идет основной разговор? В соответствии с гражданским кодексом у нас есть так называемая фермерская льгота, которая говорит о том, что сельхозтоваропроизводители при производстве семян для собственных нужд могут в течение двух лет не платить роялти. И изменения, которые были внесены в гражданский кодекс примерно 3 года назад, предусматривали проект о ликвидации фермерской льготы.

Первые гибриды или сорта, которые можно получить с нуля, требуют 12-15 и более лет

И, как нам объясняли, в проекте было написано о том, что вечером перед слушанием в госдуме был проект, в котором было написано, что освобождаются, только малые формы хозяйствования, а утром в госдуме уже обсуждались малые и средние предприятия. А что такое среднее предприятие на сегодняшний день? Получилось, что 70% всех сельхозтоваропроизводителей, сеющих пшеницу, этими двумя словами освободили от уплаты роялти. Что такое среднее предприятие? Возьмите любой агрохолдинг, в котором 300, миллион и более, вот в этих пределах гектаров, это ж не единый комплекс. Это комплекс, разбитый на дочерние предприятия, которые относятся к среднему бизнесу. Там не более 250 работников и оборот в 2 млрд рублей. Получилось, что большинство хозяйств, входящих в комплекс, стали свободными от роялти из-за этой поправки. Поэтому мы глубоко уверены, что если внести изменения в налоговый кодекс и исключить слова «и средние предприятия», то тогда все станет на свои места. Да, возможно, малые формы хозяйствования или микропредприятия, в которых до 5 человек работает и 60 млн оборота, пусть они имеют такую льготу. А те, кто на этом зарабатывает, даже при сегодняшней низкой рентабельности колосовых, они в любом случае должны выплачивать роялти. Выиграют от этого все: и селекционеры, и семеноводы и, самое главное, сельхозтоваропроизводители.

отмечает Игорь Александрович Лобач.

На сегодня Национальный Семенной Альянс ведет консультации с Союзами сельхозтоваропроизводителей. Они идут достаточно вяло, мало, кто хочет это дело обсуждать, но идут. Было несколько встреч с представителями Народного фермера. По словам председателя альянса, с каждой встречей их позиции сближаются и будут дальше продолжать сближаться. Но этот вопрос требует внимания и продвижения, чтобы достичь стабильности в сельхозпроизводстве.

Когда речь идет о льготе фермерских хозяйств, подразумевается, что фермерское хозяйство освобождается от уплаты роялти, если семена, которые он получает, он использует только для себя, он не имеет права их продавать. А по факту часто бывают случаи, когда фермер пользуется фермерской льготой, но при этом семена он использует не только для себя, но еще и продает своим соседям. Этим самым он наносит вред рынку и, фактически, это неправомочное использование льготы. ФГИС «Семеноводство» тоже должно будет эту лазейку прекратить,

отмечает Михаил Викторович Самусь, исполнительный директор «Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и масличных культур».

Полученные данные по ФГИС «Семеноводство» позволят увидеть, какие хозяйства заключили неисключительные договора на выращивание и реализацию семян тех или иных сортов. Сколько они произвели, куда они продали и поэтому сразу «высветятся» те хозяйства, которые совершают неправильные действия. Предполагается, что ФГИС «Семеноводство» в этом случае при сборе семян и оформлении документов будет стоп-фактором и оформить неправомочные действия будет невозможно.

Опасный карантинный сорняк амброзия полыннолистная

Карантинные зоны на территории Российской Федерации

НСА не выступает против карантинных мероприятий на территории страны. Понятно, что если все пустить на самотек, то фитосанитарная обстановка может резко ухудшиться.

Я уже в своей статье писал о том, что у нас уже есть примеры, когда колорадский жук непонятно откуда взявшийся очень быстро распространился по стране и та же самая амброзия полыннолистная, про которую мы сегодня больше всего говорим. Тот же фомопсис. И я не хочу, чтобы мраморный клоп распространился по всей стране. Этого быть не должно. За этим надо строго следить и строго наказывать за то, что происходит распространение, подходя ко всем с одинаковой строгостью,

говорит Лобач.

На сегодняшний день, например, амброзия полыннолистная распространена более чем в 40 регионах РФ, причем практически повсеместно. Это сорняк занимает более 10 млн га пашни, а если брать еще и леса, то цифры будут значительно больше. К тому же, если добавить другие виды амброзии, то цифра приблизится к 15 млн.

По мнению Игоря Александровича, не совсем правильно ведется работа в отношении формирования карантинных зон. Как пример, Краснодарский край. Сначала это была одна карантинная зона, то есть в целом взяли край. Потом регион разделили на 42 карантинные зоны по числу муниципальных районов, где идет активное сельхозпроизводство. А 3-4 года назад по приказу местного Россельхознадзора было образовано 4125 карантинных зон. Туда включили все населенные пункты и сельхозпредприятия или предприятия переработки, ограничивая карантинную зону территорией самого предприятия.

На сегодняшний день, например, амброзия полыннолистная распространена более чем в 40 регионах РФ, причем практически повсеместно

Я все время привожу свой пример, в Лабинском районе Краснодарского края есть станица Ерёминская и хутор Ерёминский, между ними 6 км и для того, чтобы привезти теперь ведро семенной картошки, я должен из хутора в станицу выписать карантинный сертификат. Я, конечно, утрирую, но принципиально, если зацепиться за это дело, можно меня с этой картошкой к моей теще не пустить. А на вопрос зачем отвечают, что это стимулирование борьбы с карантинными объектами,

говорит председатель НСА.

Во-первых, предприятию крайне сложно избавиться от вредоносной амброзии. У этого сорняка, по сути, нет естественных вредителей. Во-вторых, зачем это дробление, когда все карантинные зоны между собой граничат. В некоторых научных статьях ученые заявляют о том, что амброзия полыннолистная заняла почти весь ареал возможного ее произрастания, поэтому можно сделать единую зону по всей Российской Федерации. Может это и преувеличение, но, во всяком случаем, объединить Краснодарский край, Ростовскую область и Ставропольский край можно.

Почему мы на этом настаиваем? А по тому, что есть семеноводческие предприятия на Кубани, которые выращивают сменана на 2,5 тысяч гектарах участков гибридизации в нескольких районах Краснодарского края. При перевозке початков, убранных с поля, в станицу Ладожскую на расстояние порядка 10 км им надо выписывать карантинный сертификат. Надо отдать должное представителям Россельхознадзора, что мы наладили диалог по этому поводу и находятся пути, которые позволяют, особенно в период уборки, эти вопросы решать. Но мы считаем, что это должно решаться не точечно, а системно. Нужен какой-то путь, который поможет эту систему упростить. Тем более, что если по всем правилам проводить этот регламент, то даже у Россельхознадзора не хватает штатной численности, чтобы самим выполнить все нормативные требования.

добавляет Лобач.

НСА предлагает выработать мероприятия, которые позволили бы уменьшить ненужную административную нагрузку на производителей семян и другой продукции. Если получится разобраться с амброзией полыннолистной, то этот механизм можно будет рассматривать и по другим карантинным объектам.

Жесткий карантинный контроль перемещения вредоносных объектов нужен, но он должен быть понятен, обоснован в соответствии с экономическими возможностями, которые есть у бизнеса на сегодня, и той штатной численностью, которая существует у контролирующих органов.

Статья подготовлена по материалам вебинара на платформе «Свое фермерство».

Голозерный ячмень: перспективы выращивания в России

Микробиота почвы: как правильно оценить состояние и роль в повышении плодородия?