Топ-лист агрономических проблем в производстве полевых культур в сезоне-2022/23

29.08.2023
Угрозы
682

В то время как надбавленная стоимость сельхозпродукции формируется рынком, задача сельхозпроизводителя — научиться управлять себестоимостью продукции. Одна из задач в этом направлении — минимизировать влияние лимитирующих урожайность факторов, которые приводят к снижению валового сбора и качества урожая. О том, с какими трудностями чаще всего в этом сезоне сталкивались агрономы, и о том, как современные технологии могут помочь их избежать или нивелировать последствия, рассказал Станислав Борисов, кандидат сельскохозяйственных наук, главный эксперт по работе с пестицидами компании «АссистАгро», входящей в ГК «Геомир».

Станислав Борисов, кандидат сельскохозяйственных наук, главный эксперт по работе с пестицидами компании «АссистАгро», входящей в ГК «Геомир».

Существенные перепады суточных температур, дефицит весенней продуктивной влаги и возрастающая с 2020 года солнечная активность определили комплекс проблем, ведущих к снижению экономики сельхозпредприятий. Среди наиболее часто возникающих последствий неверных управленческих решений можно выделить следующие:

1. Неравномерность всходов

Основные причины — слишком ранние или поздние сроки сева. Ранние сроки были обусловлены стремительным ростом дневных температур и прогревом верхнего горизонта почвы, причем среднесуточных измерений никто не производил. В отдельные периоды ночная температура воздуха понижалась до отрицательных температур, а почвы — до +2…+4 °С.

Замечательный пример эмоционального управленческого решения, основанного не на анализе данных, а на панике потерять весеннюю продуктивную влагу. Доля объективности в этом есть, так как вторая половина мая в большинстве регионов прошла с дефицитом влаги и недружным появлением всходов. Вернемся к раннему севу, локальные понижения температур в конце апреля — начале мая продлили период гидратации и прорастания, что в свою очередь приводило как к загниванию семян, так и ослабленным всходам и изреженности. Особенно часто это явление мы наблюдали на переуплотненных, «укатанных» полях. В отдельных хозяйствах по причине раннего сева приходилось пересевать культуру.

Вторая проблема этого ряда — потеря продуктивной влаги вследствие поздних сроков сева. Сейчас мы можем наблюдать результат в виде задержки сроков наступления фенофаз кукурузы, подсолнечника и сои, невыровненность. В июне на разнофазных полях отмечались стрессы от последействия гербицидов. Экономические последствия проблемы нам еще предстоит посчитать, тем не менее они могут быть существенными.

2. Низкая эффективность почвенных гербицидов

Проблема, вытекающая из первой, также обусловлена значительными колебаниями столбика термометра и дефицитом влаги. Например, при раннем севе влаги для работы почвенников хватало, но не было объектов — сорняки, как и культура, медленно всходили, и эффективность была не той, которую ожидали.

Поздний сев, само собой, не позволил эффективно сработать препаратам из-за дефицита влаги. Экономически низкая эффективность почвенников зачастую вызывала необходимость усиления защиты в период вегетации и повышение затрат на обработку до 30%.

3. Снижение эффективности фолиарных гербицидов

Проблема связана с комплексом факторов — повышенная температура воздуха в дневные часы, увеличение солнечной активности, понижение влажности воздуха в период обработок. Эти условия как напрямую влияли на эффективность, особенно при низкой норме расхода рабочего раствора, так и косвенно, в результате естественной активизации защитных механизмов у сорняков в виде образования более плотной непроницаемой кутикулы. Как и в случае с почвенными гербицидами, требовалась или дополнительная обработка, или усиление существующей защиты, что приводило к росту затрат.

4. Фитотоксичность гербицидов

Фитотоксичность гербицидов прошлых лет как следствие применения стойких действующих веществ и накопления их в глубоких горизонтах почвы, где разложение происходит в десятки раз медленнее. Сухая весна обусловила активное испарение влаги с верхних горизонтов и подтягивание ее к поверхности с глубоких слоев вместе с растворенными неразложившимися действующими веществами.

Среди часто обнаруживаемых: имазамокс, имазапир, имазетапир, хлорсульфурон, метсульфурон, пироксулам, кломазон, мезотрион. Как правило, фитотоксичность проходила в течение двух недель, но любое проявление гербицида на культуре — это монета в копилку снижения урожайности до 10%.

5. Снос гербицидов с соседних полей

К наиболее часто встречающейся проблеме сноса во время обработки соседних полей в текущем сезоне прибавились сносы в результате инверсии. В периоды высоких дневных и низких ночных температур появление атмосферных инверсий — частое и опасное явление. Уход от обработок в жаркое время суток на ночные без учета этого явления — серьезная управленческая ошибка.

Во время ночных инверсий скорость ветра — менее 1 м/с, во время обработки мелкие капли рабочего раствора не ложатся на обрабатываемую поверхность, а, подвисая в воздухе и часто соединяясь с туманом, переносятся на расстояние до 5 км. Экономические последствия сносов сложно предсказать, они могут составлять и 10%, и 50% потерь, все зависит от масштаба события.

6. Фитотоксичность фунгицидов, инсектицидов и их баковых смесей

Загадочное явление текущего сезона, когда в ожидании защиты флагового листа и физиологического действия фунгицидов хозяйства получали обратный эффект в виде хлороза и мозаичности. Среди наиболее частых гипотез консультантов — неспецифическая реакция сорта или группы сортов определенного генотипа на фунгицид.

На самом деле с проблемой нужно предметно разбираться, абсолютно очевидно, что она связана с физиологией и оксидативными реакциями в результате инсоляции, но, что именно спровоцировало эти реакции, равно как и экономические последствия, требует изучения.

7. Непредсказуемость поведения вредителей

Проблема связана с тем, что в годы повышения солнечной активности массовые вспышки вредителей труднопрогнозируемы. Например, за последние три года мы наблюдали вредоносность многоядных вредителей (луговой мотылек, хлопковая совка и др.). Казалось бы, в текущем году ситуация не должна измениться, но пик активности лугового мотылька закончился в прошлом году, хлопковую совку мы фиксируем только на части территорий и более локально, чем в прошлом. На смену им распространение получили клещи, трипсы, на юге саранчовые. В результате производители СЗР фиксируют спад продаж специализированных инсектицидов и дефицит ФОС и акарицидов.

8. Выпадение препаратов в осадок как результат повышения концентрации солей

По данным отечественных и зарубежных исследований, более трети крупных бассейнов подземных вод европейской части России находится в бедственном положении из-за истощения и неэффективного пополнения. Это обусловило повышение концентрации солей кальция, магния, железа и других металлов в водоемах, скважинах, являющихся антагонистами пестицидов в рабочем растворе. Использование жесткой воды для обработки чревато частыми остановками агрегатов, снижением качества работы пестицидов и увеличением затрат на повторную обработку или покупку кондиционеров.

9. Снижение качества зерна.

Ситуация повсеместная и частая в текущем сезоне. Три критерия, по которым фиксировались изменения, — низкие белок, натура и высокий ИДК. Причина — комплекс факторов, во главу угла которых также ложатся агроклиматические условия сезона и неэффективное использование растением элементов питания. В моменте работать с этим нет смысла, но в будущем потребуется анализ и корректирующие действия. Потери на разнице цены реализации достигают 30%.

10. Лакшери-технологии

В текущем году ряд крупных сельхозпредприятий прислали нам для анализа технологические карты с одним запросом: «Что мы делаем не так? Почему такая низкая ЕБИТДА?».

С точки зрения правильности подбора сортов и гибридов, схем питания, средств защиты растений никаких вопросов не возникло. Однако, помимо рыночных регуляторов стоимости, на конечный результат влияет и себестоимость продукции, которая закладывается в техкарты без анализа фактической урожайности за последние 5–10 лет и сценарного анализа рыночных и агроклиматических изменений. В большинстве техкарт была возможна оптимизация затрат, но ставка сделана на интенсивную технологию, которая экономически себя не оправдала.

«Сельское хозяйство — это биология, и поэтому — зона неопределенности. В сочетании с волатильностью климата и погодными экстримами принятие агрономами управленческих решений становится в разы сложнее и ответственнее, тем более что каждый специалист интерпретирует имеющиеся данные и сложившиеся условия по-своему и принимает эмоциональные решения. Снизить влияние на растениеводство человеческого фактора призваны агрономические сервисы на основе искусственного интеллекта. К таким платформам относится агрономический модуль «АссистАгро» автоматизированной системы управления агробизнесом «История поля», — прокомментировал задачи цифровых продуктов в агрономии Станислав Борисов.

Благодаря возможности собирать и анализировать большие пласты многолетних данных искусственный интеллект позволяет прогнозировать наступление тех или иных условий и просчитывать экономику смоделированных путей развития ситуации. Это помогает агроному в принятии решений и оценке рентабельности производства в динамике.

Особенно востребованы в условиях волатильности климата прогнозы наступления фенофаз культурных растений при определении оптимальных сроков пестицидных обработок. Эта же опция в сочетании с погодным модулем, который аккумулирует данные о температуре и накопленных осадках, поможет точнее выбрать время начала посевной и сроки внесения почвенных гербицидов.

Обследование полей с помощью дронов находит применение в подсчете густоты, оценке всходов, качества сева и состояния полей перед уборкой, а также динамичном прогнозе урожайности. Положительный опыт внедрения имеет функция распознавания сорняков с рекомендательной системой о времени обработок и составе баковых смесей в зависимости от стадии развития культуры и фенофазы сорняка. В сочетании с погодным модулем система определит и подходящие для опрыскивания окна с учетом восхода солнца, влажности воздуха, температуры и скорости ветра. Собирая данные о видовом составе сорной растительности на поле в течение нескольких лет, программа предупредит агронома о возможных рисках для будущих культур севооборота.

Динамическая оценка урожайности в тот или иной период времени дает возможность агроному определить целесообразность применения ранее запланированной схемы защиты и питания, чтобы соблюсти оптимальный уровень рентабельности.

«Таким образом, цифровые продукты на основе искусственного интеллекта, не заменяя агронома, но повышая эффективность его работы, позволяют сельхозпредприятиям управлять себестоимостью продукции. Именно к этому стоит стремиться, ведь высокий урожай сам по себе еще не гарантирует успеха агробизнеса», — подытожил эксперт.

Первый отечественный дрон с умной системой распознавания сорняков представили на Всероссийском Дне поля