Селекция и семеноводство в России: реалии и перспективы

26.09.2023
Cемена
1664
Николай Фёдорович Лавренчук демонстрирует самые высокоурожайные и известные сорта зерновых культур селекции НЦЗ имени П.П. Лукьяненко

Сегодня мы продолжаем наш разговор о проблемах отечественной селекции и семеноводства с руководителем селекционно-семеноводческого центра Научного центра зерна имени П.П. Лукьяненко Николаем Фёдоровичем Лавренчуком. Напоминаем, что в рамках агроэкспедиции по Краснодарскому краю спецкоры портала «ГлавАгроном» посетили это ведущее учреждение России по селекции и семеноводству зерновых культур.

В ходе беседы Николай Фёдорович рассказал:

  • о проблемах отрасли и перспективах её развития;
  • дал оценку изменениям в отечественном законодательстве;
  • высказался о будущем отечественной селекции сахарной свёклы и работе Госсорткомиссии;
  • сказал, чем опасна для потребителей ГМО-кукуруза, а также ответил на ряд других вопросов редакторов.

Сегодня к нашему разговору также присоединился заведующий отделом биотехнологий Роман Агаянович Давоян и ответил на вопрос по поводу актуальности для отечественной селекции геномного редактирования.

Что принесут изменения в законодательстве по семеноводству

Мы не могли обойти актуальную тему изменений, которые недавно были внесены в законодательство РФ и направлены на совершенствование работы отечественной селекции и семеноводства. Проект одного из них — «Об утверждении правил локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории РФ» — содержит требования, обязывающие иностранные компании работать на территории России только совместно с отечественными научными институтами. Их доля в совместных компаниях должна быть не менее 51%. По замыслу Минсельхоза, новые правила должны повысить уровень локализации производства, а научные институты смогут получить доступ к разработкам в области семеноводства.

«Этот вопрос очень важен для сельхозтоваропроизводителей именно для семеноводческих хозяйств потому, что в нашей стране элитное семеноводство датируется государством. Само понятие «локализации семян иностранной селекции» необходимо, чтобы государственную дотацию не получали иностранные производители. Ведь есть псевдолокализация и реальная локализация. Эта мера будет способствовать корректной работе зарубежных селекционеров».
Николай Лавренчук руководитель селекционно-семеноводческого центра НЦЗ имени П.П. Лукьяненко
Пшеница мягкая двуручка Тимирязевка 150

Генетические паспорта — возможны изменения и дополнения

Вместе с тем ученый отметил, что изменения законодательства вызывают некоторые споры и озабоченность, особенно новый закон «О семеноводстве», положения которого начнут действовать с 1 сентября 2024 года относительно генетических паспортов и контроля ГМО.

По закону, чтобы вести и передавать сорта в Госсорткомиссию, селекционер обязан передать образцы в лабораторию, которая подготовит генетический паспорт. Но чтобы это внедрить, нужно оснастить каждое селекционное учреждение таким же оборудованием, как и в лаборатории Госсорткомиссии. Поэтому наш собеседник уверен, что на начальных этапах действия нового Закона будет много вопросов.

«Должно быть единое оборудование, единая методика, единые реактивы, которые позволят проверить или даже оспорить результаты. Этот момент вызывает озабоченность у «перекрестников», в частности, селекционеров кукурузы. В Госсорткомиссию они передают гибрид на фертильной основе, а когда разворачивается его семеноводство, все компоненты родительские формы переводят на стерильную основу. Таким образом гибриды на стерильной основе и паспорта фертильный и стерильный не будут совпадать. Пшеница — это тоже не моногенный сорт, а полигенный. Поэтому могут возникать те же вопросы», — отметил Николай Фёдорович.

В Научном центре зерна имени П.П. Лукьяненко уже давно контролируют биотипный состав сортов по запасным полиадинам в лаборатории электрофореза. Каждый сорт имеет 2-3 биотипа. Например, одного может быть 30%, другого — 70%. И при контроле семеноводческих партий лаборатория электрофореза видит состав сорта, какие биотипы в нем присутствуют, совпадает ли их процентное соотношение. Без генпаспортов, по белковым маркерам. Это самый эффективный на данный момент метод контроля.

«Начиная совместную работу с белорусскими коллегами, мы районировали и поставляли большие партии семян кукурузы. Белорусские ученые контролировали степень гибридности: явно ли в этом гибриде материнская форма опылена отцовской, присутствуют компоненты матери и отца и ничего другого нет. Но работали они на одних приборах, а наши — на других. У них одна методика, а у нас — другая. Они — в крахмальном геле, а мы — в полиамидно-акрильном геле все делали. Поэтому также были разногласия. Наши ученые выезжали в Беларусь, чтобы найти общие подходы и понятия к решению вопроса. Теперь поставки идут много лет, проблем нет».
Николай Лавренчук руководитель селекционно-семеноводческого центра НЦЗ имени П.П. Лукьяненко
Фото: ncz-russia.ru
Посевы кукурузы селекции НЦЗ имени Лукьяненко П.П.

С 2024 года контроль ГМО станет строже

Наш собеседник считает, что необходимо ужесточать контроль за ГМО семенами и посевами. Россия, как и Беларусь, запрещает возделывание ГМО-культур, но с точки зрения контроля еще есть над чем работать. С 1 сентября 2023 года вступит в силу Приказ Минсельхоза России от 06.04.2023 № 346 «Об утверждении Порядка уничтожения посевов (посадок) или семян сельскохозяйственных растений, в которых выявлено наличие генно-инженерно-модифицированных организмов».

Как специалист по селекции кукурузы он поделился опытом посещения биотехнологического центра Monsanto. Тогда компания продемонстрировала ГМО-посевы на значительных площадях и первые опыты по созданию гибридов кукурузы, устойчивых к кукурузному мотыльку в ЮАР. Выглядели такие поля красиво, но края были обсеяны обычной кукурузой, которая привлекла кукурузного мотылька.  Производители опасались, что в результате естественного отбора популяции насекомых появится супервредитель.

«Генетически модифицированные растения (Bt-культуры) содержали гены грамположительной аэробной спорообразующей бактерии Bacillus thuringiensis. В кукурузе этот ген способствует выработке токсинов. Личинки вредителя гибли при попытках питаться такой кукурузой. Но где оказываются токсины после созревания початков? Разумеется, они попадают в зерно, а затем в крахмал, в патоку, которая используется для производства кондитерских изделий, идет на корм скоту и вообще куда угодно», — сказал ученый.

В этой связи для глаза опытного селекционера некоторые посевы кукурузы на юге России также вызывают подозрения. Стоят растения, как солдаты, метелки абсолютно целые. А рядом, через дорогу, растет гибрид отечественной селекции, где кое-где можно заметить повреждения метелок вредителем. Это говорит о том, что необходимо усилить контроль в этом направлении, и вскоре это будет сделано.

Фото: adfarm.ru
Популярный отечественный гибрид кукурузы Краснодарский 291 АМВ

Госсорткомиссия — это щит нашей страны

Также возникает много вопросов в адрес системы испытания сортов и гибридов по прозрачности работы Госсоркомиссии. Однако Николай Фёдорович убежден, что Госсорткомиссия — это щит нашей страны. Она сейчас, как и многое у нас в РФ,  реформируется.

«Сейчас там новый руководитель, новые специалисты, которые стараются по-новому смотреть на возникающие разногласия, стремятся модернизировать госсортоучастки, оснаститься современной селекционной техникой для мелкоделяночных посевов. Не хватает сеялок, специальных селекционных комбайнов. Но сразу это все не сделаешь. Плохая оснащенность, проблема с кадрами, которая связана в том числе и с невысокой оплатой труда, очень мешали работать. Сейчас это все пересматривается».
Николай Лавренчук руководитель селекционно-семеноводческого центра НЦЗ имени П.П. Лукьяненко

Селекция сахарной свёклы: проблема будет решена

Актуальной является проблема селекции и производства семян овощных культур для открытого и закрытого грунта. Особенно это касается сахарной свёклы. В стране высокая зависимость от импортного посевного материала. Какой выход из ситуации видит ученый с большим опытом работы?

«Проблема селекции сахарной свёклы очень остро стоит в Российской Федерации. В отдельные годы доходило до того, что было 2% своих семян и 98% — зарубежных, французские, немецкие, голландские и так далее. Но в последние годы Правительство и Министерство сельского хозяйства обратили внимание на этот вопрос. Идут серьезные финансовые вливания в отрасль, решаются кадровые и технические вопросы, подключают к этой работе ученых и их базы. Даже наш филиал НПХ «Кубань» тоже подключился. Активную позицию по семеноводству сахарной свёклы занимает АО «Щелково Агрохим». На следующий год заложены семеноводческие участки, первичные звенья. Планируется, что в 2024 году около 30% посевных площадей в стране займут гибриды российской селекции», — подчеркнул наш собеседник.
Сахарная свёкла Цунами, Щелково Агрохим

В советское время семеноводства сахарной свёклы в стране было абсолютно независимым. Краснодарский край и Ставрополь обеспечивали сельхозпроизводителей своими семенами, был создан трест специальных семсвеклосовхозов, которые закладывали семенники на больших участках. В Краснодарском крае в станице Тбилисская работал крупный семенной завод по семенам сахарной свёклы, который обеспечивал весь Северный Кавказ и центральную зону России. В чем причина упадка этого направления?

«В Советском Союзе в основном было семеноводство сортов. И сорта были многоростковые. А новая технология, которая пришла с запада, — это одноростковые гибриды. Гибриды всегда лучше сортов, они выровнены, технологичны. Урожайность любого гибрида выше любого сорта. Это касается всех культур. Поэтому они быстро вытеснили наши семена. В лихие 90-ые годы кто-то решил: зачем нам это, если все привезут из-за рубежа? И разрушили эти семеноводческие тресты, завод разобрали по частям. Хорошо, что на данный момент это направление возрождается. Большое внимание уделяется со стороны Правительства, Министерства сельского хозяйства. Вопрос стоит на контроле, думаю, в ближайшие 2-3 года он будет решен».
Николай Лавренчук руководитель селекционно-семеноводческого центра НЦЗ имени П.П. Лукьяненко

Гибридные формы озимых зерновых — это семеноводческая игла

Многие коммерческие компании теперь предлагают аграриям смена гибридных форм озимых зерновых. Создавать гибридные формы пшеницы и ячменя в селекционно-семеноводческом учреждении начали еще в конце 70-х-начале 80-х. Но для сельхозпроизводителей — это полная зависимость от их поставщиков.

«Даже в прогрессивных странах, которые толкают эту идею — Германия, Франция — гибридная пшеница в общем посеве занимает не более 10%. Проблему мы знаем, но заниматься ею в ближайшей перспективе не планируем. Потому что наши сорта имеют продуктивность 100, 110, 120, 130 центнеров с гектара, а максимальная продуктивность сорта озимой тритикале Тихон — 140 центнеров. То есть в гибридных сортах нет особой необходимости, кроме как посадить сельхозтоваропроизводителей на семеноводческую иглу», — подчеркнул руководитель селекционно-семеноводческого центра.
Образцы лучших сортов зерновых культур НЦЗ имени П.П. Лукьяненко

Новые направления селекции и семеноводства кукурузы

Гибриды кукурузы ФГБНУ «НЦЗ им. П.П. Лукьяненко» входят в первую тройку среди тех, которые кубанские аграрии выбирают для посева. Пальма первенства у сорта Краснодарский 291 АМВ. Также селекционеры учреждения работают над новыми направлениями.

Недавно в СМИ была опубликована новость о создании специалистами НЦЗ имени Лукьяненко П.П. восковидной кукурузы. Первые шаги в создании восковидных гибридов были сделаны в конец 70-х-начале 80-х годов. Ученые также занимаются селекцией сахарной кукурузы, районировано два гибрида. Ведут семеноводство и селекцию кукурузы попкорн, районированы популяция и два гибрида. Идет селекция высокомасличной кукурузы, однако стоит задуматься о востребованности таких гибридов, поскольку кукурузное масло обычно производят из отходов крахмало-паточной промышленности.

«Обычно в зерне выбивают зародыш, остальное идет на крахмал, а из жмыха зародышей изготавливают масло. Таким образом, селекция высокомасличной кукурузы направлена на увеличение доли зародыша в зерновке. Нашим институтом районирован один высокомасличный гибрид».
Николай Лавренчук руководитель селекционно-семеноводческого центра НЦЗ имени П.П. Лукьяненко

Однако перспективы развития этих направлений  селекции во многом зависят от того, есть ли потребители и объемы для производства семян. Если фермер не видит путей получения прибыли, он не будет заниматься производством таких культур. Наука не должна быть оторвана от потребностей сельхозпроизводителей.

Геномное редактирование: стоит заниматься или нет?

На актуальный вопрос по поводу того, стоит ли заниматься геномным редактированием, специально для «ГлавАгроном» ответил Роман Агаянович Давоян, заведующий отделом биотехнологий НЦЗ имени П.П. Лукьяненко. Он уверен, что заниматься этим направлением стоит. Это дает возможность и инструментарий для решения проблем, которые нельзя решить традиционными методами.

Роман Агаянович Давоян, заведующий отделом биотехнологий НЦЗ имени П.П. Лукьяненко
«Например, мы используем генофонд диких сородичей для решения задач, которые ставят селекционеры. В частности, для передачи устойчивости к болезням. Есть эффективный ген, который защищает пшеницу от таких болезней, как ржавчина и прочих, и он происходит из генофонда диких сородичей. Но есть селекционные задачи, которые этим методом нельзя будет решить, поэтому нужно заниматься также геномным редактированием. И вообще мы просто должны иметь в арсенале более современный метод, чтобы не отстать от наших конкурентов», — отметил Роман Агаянович.

Также ученый считает, что в России нет необходимости вводить геномодифицированные сорта сельхозкультур, потому что уровень развития селекции и большие площади сельхозугодий позволяют это делать. Давайте посмотрим, что будет в других странах. Но заниматься в научных целях этим направлением, конечно, нужно.

«При геномном редактировании мы не переносим чужеродный ген, а меняем экспрессию или работу генов. Это направленная мутация, которая позволяет в каких-то случаях включить или выключить ген. Таким образом, мы имеем другой фенотип, в результате ген становится устойчивым или неустойчивым. Но тут надо понимать, какие задачи мы решаем. Часто селекционные задачи решаются традиционными методами. Геномное редактирование — это хорошо, но методы, которые мы используем сейчас, до сих пор актуальны, а, возможно, и более эффективны».
Роман Давоян заведующий отделом биотехнологий НЦЗ имени П.П. Лукьяненко

Например, ржаная транслокация, которую используют в селекции мягкой пшеницы во всем мире. Простыми словами часть хромосомы ржи перенесена в геном пшеницы. Это достижение принадлежит немецкому исследователю Инпао. Открытие можно сравнить с самой мощной нефтяной скважиной. Во многих сортах, в том числе в наших, эта транслокация внесла устойчивость к трем видам ржавчин, а также передала от ржи способность противостоять стрессам.

Естественно, селекционер поначалу, даже не понимая механизмов, видел устойчивый сорт и скрещивал его, по факту передавая транслокацию. Поэтому мы имеем огромное количество сортов с такой транслокацией. Теперь ржаная транслокация присутствует примерно в 6000 сортов.

«Геномным редактированием занимаются ученые в Москве, Курчатове, Новосибирске. На данном этапе, как мне кажется, целесообразно сосредоточить эту работу в крупных академических научных учреждениях, которые в дальнейшем поделятся опытом с селекционными центрами. Думаю, как и все новое, это направление потихоньку войдет в нашу жизнь. На мой взгляд, это обычная методика, которая требует освоения. Та же цитология с технической точки зрения намного сложнее», — сказал заведующий отделом биотехнологий НЦЗ имени П.П. Лукьяненко
Фото: ncz-russia.ru
Селекционные посевы озимого ячменя на Северо-Кубанской сельскохозяйственной опытной станции

Отечественная селекция — это традиции и обмен опытом

Николай Федорович Лавренчук, продолжая беседу, отметил, что налажен обмен опытом с отечественными научными учреждениями на обоюдовыгодной основе. У нас просят — делимся, но и просим тоже чем-то равноценным поделиться. Внутри страны обмен опытом идет, а с зарубежными странами все стало намного сложнее.

«Был хороший обмен, когда был Советский Союз. Страны СЭВ — Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия — даже вели совместные селекционные программы. В частности, по кукурузе обменивались материалом, создавали гибриды. Ежегодно встречались, чтобы все обсудить и поделиться мнениями. При моей памяти был создан совместный гибрид кукурузы с ГДР. Материнская форма наша, а отцовская — немецких селекционеров», — рассказал ученый.

Что касается опыта прошлых лет, то в институте для этих целей есть рабочая коллекция сортов, которая постоянно изучается, обновляется и высевается.

«Есть такое понятие, как спорообразующая способность, например, сорт Безостая 1 был районирован в 1959 году, но как исходный материал в отделе у селекционеров он является стандартом. На его основе, и на основе многих других стародавних сортов идет современный селекционный процесс. Периодически мы высеваем и размножаем стародавние сорта зерновых, пшеницу Седоуску, Кособрюховку, и всю линейку сортов от стародавних до современных. Тысячи образцов генофонда хранятся в специальном хранилище холодного хранения».
Николай Лавренчук руководитель селекционно-семеноводческого центра НЦЗ имени П.П. Лукьяненко
Посевы пшеницы мягкой двуручки Вызов

Опираясь на опыт и достижения прошлых лет и осваивая новые технологии, ученые Научного центра зерна имени Лукьяненко П.П. уверенно смотрят в будущее, создавая надежный фундамент для дальнейшего развития российского АПК.

Редакция благодарит Николая Фёдоровича Лавренчука и Романа Агаяновича Давояна за интересный разговор. Желаем ученым дальнейших успехов в их плодотворной работе во благо агропромышленного комплекса страны. Рады были рады поделится передовым опытом отечественной селекции и семеноводства с нашими читателями.

Куда движется отечественная селекция и семеноводство?

В НЦЗ урожайность селекционных посевов озимого ячменя свыше 80 ц/га