Пшеница — одна из самых древних культурных растений. Редакция «ГлавАгроном» уделяет много внимания технологиям выращивания и защите этой популярной сельхозкультуры от различных внешних факторов и вредных организмов. Основная часть статей нашего экспертного сообщества посвящена практическим рекомендациям для специалистов-аграриев, но в сегодняшнем обзоре мы решили отдать дань уважения пшенице как культуре, имеющей основное хозяйственное значение как в российском, так и мировом АПК. Пшеница интересна своей богатой и интересной историей, которая связана с развитием человеческой цивилизации, и не случайно ей посвящают памятные барельефы и скульптуры, призванные увековечить значимость этой культуры. Во многих странах образ Пшеницы воплотился в многочисленных культурных и социально-общественных произведениях и проектах, самые известные и знаковые из которых мы и представляем нашим читателям в этой статье.
Виды культурной пшеницы происходят, по мнению ученых, от трех диких злаков, произрастающих в Малой Азии, Южной Европе и Северной Африке. Существует много версий и предположений об истории происхождения и возрасте пшеницы. Пшеница была одним из первых одомашненных злаков, её культивировали ещё в самом начале неолитической революции. Можно с уверенностью утверждать, что с древних времён люди могли использовать в пищу дикорастущую пшеницу. Однако особенностью дикой пшеницы является тот факт, что зёрна сразу же осыпаются после созревания, и их невозможно собрать. Вероятно, поэтому издревле люди использовали в пищу незрелые зёрна. Напротив, зёрна культурной пшеницы держатся в колосе до тех пор, пока не будут выбиты при обмолоте. Анализ древних колосков, найденных археологами, показывает, что в период от 10200 до 6500 лет назад пшеница была постепенно одомашнена: постепенно повышался процент зёрен, несущих ген, дающий устойчивость к осыпанию.
Как видно, процесс одомашнивания занимал очень длительное время и переход к современному состоянию происходил скорее под влиянием случайных факторов, а не был результатом целенаправленной селекции. Другими исследователями отмечается, что селекция первых сортов осуществлялась по прочности колоса, который должен выдерживать жатву по устойчивости к полеганию и по размеру зерна. Это вскоре привело к утрате культурной пшеницей способности размножаться без помощи человека, так как её способность к распространению зерен в диких условиях была сильно ограничена.
Много легенд рассказывают о появлении пшеницы. Вот одна из них.
Широко распространена легенда о хлебном колосе. Она известна всем славянам и представляет собой вариант легенды об утерянном золотом веке.
1. Фонтан «Дружба народов» («Золотой сноп»), ВДНХ СССР, Москва
Самый большой фонтан Выставки «Дружба народов», созданный по проекту архитектора Константина Топуридзе, был запущен на Центральной аллее 1 августа 1954 года. Примечательно, что на момент проектирования фонтан имел другое название — «Золотой сноп». Оно должно было отражать ценность сельскохозяйственных культур для Советского Союза. Но композиция фонтана стала решающим фактором в выборе финального наименования: вокруг изобильного снопа «кружатся» девушки, всем своим обликом олицетворяя дружбу народов. Статуи фонтана «Дружба народов» символизируют советские республики: их количество равно шестнадцати — по числу республик, входивших в СССР на момент создания объекта культурного наследия.
2. «Тракторист и колхозница», ВДНХ СССР, Москва
Главная арка ВДНХ была спроектирована архитектором Иннокентием Мельчаковым и построена в 1954 году во время послевоенной реконструкции Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. До этого главным входом служила трехпролетная арка, известная сегодня как северный вход.
Новая пятипролетная триумфальная арка символизировала славу Советского Союза, победившего в Великой Отечественной войне. Первая часть ремонтных работ началась в прошлом году. Эксперты отремонтировали скульптуру «Тракторист и колхозница» на вершине главного входа. Прототип этой скульптуры, колхозник и колхозница со снопом пшеницы, был установлен на фундаменте высотой 20 метров на выставке в 1939 году. В 1954 году новая и меньшая версия скульптуры — 8,65 метра вместо 13 была подправлена и положена на вершину арки.
Осенью прошлого года реставраторы восстановили недостающие куски, повторно позолотили сноп пшеницы, укрепили бетонный фундамент и заделали все трещины.
В дополнение к этому они убрали все барельефы, изображающие сельскохозяйственных рабочих на главной арке.
3. Фонтан «Золотой колос», ВДНХ СССР, г. Москва
Фонтан «Золотой колос» — третий по величине исторический фонтан ВДНХ, расположен в центре Каменского пруда №3 Ландшафтного парка Выставки. «Золотой колос» возвышается на плоском основании, а у его подножия размещены 3 рога изобилия с овощами и фруктами: капустой, тыквой, томатами, яблоками, виноградом и другими. Символика фонтана очевидна, потому что с древних времен колосья означали возрождение, жизнь, урожай и плодородие.
15 июля 2018 года фонтан был запущен после комплексной реставрации. До этого фонтан не работал 30 лет. Благодаря грамотной исторической работе композиции вернули облик времен 1954 года.
4. Памятник «Золотой сноп», Кемеровская обл., Россия
Памятник «Золотой сноп» в посёлке Верх-Чебула Кемеровской области установлен на центральной площади поселка, а торжественное открытие состоялось 22 октября 2010 года в честь празднования Года села. Так местные жители решили увековечить свой труд. Чебулинский район сельскохозяйственный и основной вид деятельности — зерноводство. Ежегодно на полях района чебулинские хлеборобы выращивают более 100 тысяч тонн зерна.
5. «Снопы» («Колхозница»), п. Шушары, Пушкинский район Санкт-Петербурга
Скульптурная композиция в виде двух снопов на Старом въезде в поселок Шушары, ныне известная как «Снопы», изначально именовалась «Колхозница». Смысл этого, на первый взгляд, столь неподходящего к этой скульптурной композиции, названия выясняется следующим образом: дело в том, что дошедшая до наших дней композиция является неполной, т.к. в ней отсутствует основная часть в виде мощной женщины советско-крестьянского вида, своей мощной фигурой, загораживающей упомянутые снопы. Мощная женщина в простом крестьянском платье из бронзы стояла, воздев мускулистые руки над головой, и держала в упомянутых руках еще один сноп — немного меньше, чем сохранившиеся до нас, размера.
6. «Памятный знак Крымской пшенице», пос. Красногвардейский
К пятилетней годовщине общекрымского референдума 2014 года и воссоединения полуострова с Россией в Симферополе создан сквер «Крымская весна». Крым воссоединился с Россией в марте 2014 года в результате всенародного референдума, на котором 96,8% избирателей Крыма и 95,6% жителей Севастополя проголосовали за вхождение в состав России. В уютном сквере стоит Памятный знак Крымской пшенице.
7. Памятник «Навеки с Россией», г. Саранск, Республика Мордовия, Россия
6 ноября 1986 года в Саранске был торжественно открыт памятник «Навеки с Россией». Открытие было приурочено к 500-летию добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства (тогда это называлось как присоединение к Руси). Памятник изготовлен скульптором И.Д. Бродским совместно с архитектором И.А. Покровским. Памятник «Навеки с Россией» представляет собой двух женщин в национальных одеждах, которые как бы несут один колос пшеницы, олицетворяющий дары земли. Все мы из одной земли и все мы братья и сестры.
8. Стела «Колосья», г. Белокуриха, Алтайский край, Россия
На кольцевой развязке трассы Бийск-Белокуриха Алтайского края появилась стела, изготовленная по проекту известного архитектора Петра Анисифорова, олицетворяющая хлеборобный край.
Стела представляет собой три пшеничных колоса, скрепленных в верхней части гербами Алтайского края.
Заказали и установили сооружение специалисты «Алтайавтодора». Стела украшает дорогу, по которой ежедневно проезжает огромное количество людей со всех регионов России.
9. Стела «Костанай», г. Костанай, Казахстан
Конструкция состоит из девяти элементов — девяти колосьев. Они «вырастают» из земли, где 10,5 м в диаметре, в середине, на высоте около 7 м, сноп сужается, а дальше снова расширяется до 2,5 м в диаметре. Высота всей стелы — 15 м. В центре сноп охвачен поясом с надписью «Костанай».
10. КазЭкспортАстык, Казахстан
КазЭкспортАстык контролирует 1 млн га сельскохозяйственных земель — площадь примерно такого же размера, как Дания. АО «Холдинг КазЭкспортАстык», или КЕА является крупным агропромышленным холдингом, третьим по величине производителем зерна и крупнейшим производителем масличных культур в республике Центральной Азии. Он полностью интегрирован с собственными зерновыми терминалами, мельницами и долгосрочными соглашениями о землепользовании. Среди зерновых предприятий страны КЕА соблюдает международные стандарты аудита в течение самого длительного периода времени.
11. Скульптура «Женщина со снопами», г. Драбов, Черкасская обл., Украина
Памятник расположен перед въездом в город, со стороны села Великий Хутор, и является памятью Советских времен, когда труд простых крестьян увековечивали в таких скульптурах.
12. «Неугасимая свеча», г. Киев, Украина
«Неугасимая свеча» доставлена в Киев, где проводятся государственные мероприятия, посвященные памяти жертв Голодомора.
13. Памятник Т.Г. Шевченко Колхозник, г. Харьков, Украина
Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко в Харькове — памятник украинскому поэту, писателю, художнику и мыслителю Тарасу Григорьевичу Шевченко, является лучшим памятником Шевченко в мире.
Монумент расположен в центре Харькова, в саду имени Т.Г. Шевченко при входе на центральную аллею со стороны улицы Сумской. Памятник органически связан с окружающим парковым пейзажем и городским архитектурным ансамблем. Общая высота монумента — свыше 16 метров. Фигуры, которые окружают пьедестал, вдвое меньше по высоте, чем статуя Шевченко. Они воспринимаются в основном вблизи.
Украинский колхозник крупно. В левой руке сноп пшеницы, в правой — разводной ключ.
14. «Пшеница Украины»
Бронзовая скульптура «Пшеница Украины» изготовлена из бронзовой статуэтки в виде снопа пшеницы и мраморной подставки. Скульптура изготовлена по технологии вакуумного литья. Размеры бронзовой скульптуры — 185 мм.
Бронзовая скульптура «Пшеница Украины» — оригинальный дизайнерский подарок, который понравится абсолютно каждому. Пшеница — это символ красоты жизни, счастливого благополучия, телесного и духовного богатства. Этот подарок принесет счастье, благополучие и процветания в дом. Такую скульптуру можно подарить своим самым родным и близким, друзьям, коллеге, начальнику, бизнес партнерам, иностранным партнерам на память об Украине. Разместить такой подарок можно как дома, так и в офисе или рабочем кабинете, он идеально впишется в любой интерьер. Скульптура подчеркнёт вашу престижность, вкус и изысканность. Такой подарок точно укрепит ваши отношения с человеком, которому вы это дарите.
15. «Памятник белорусскому хлебу», г. Лида, Беларусь
Произведение искусства весом более 700 килограммов установлено в 2010 г. республиканскому празднику хлеборобов. Скульпторы: Владимир Жбанов, Александр Чигрин.
16. Монумент «Колос», г. Жодино, Беларусь
Разработчиком проекта монумента «Колос» является организация ООО «Борисовспецпроект». Изготовлен был колос в Жодино, на предприятии «ГранитСтройСервис».
17. «Памятник хлебу», г. Пинск, Беларусь
В Пинске (Беларусь) открыли памятник хлебу. Торжественная церемония состоялась 6 сентября 2014 г. на областном празднике урожая. Гранитный куб, на котором лежит ручник с колосьями и караваем хлеба с отрезанными ломтями, установлен у городского Дома культуры, на площади Ленина. Надпись на табличке, прикрепленной к памятному знаку, гласит: «Хлеб жытнёвы, пшанічны, духмяны, найвялікшае дзіва вякоў. Хлебаробам жыццёвага звання і пашана і наша любоў». Автор — председатель Брестского областного отделения Белорусского союза журналистов Георгий Томашевич.
18. Стела «Солигорск», г. Солигорск, Беларусь
Один из самых известных и узнаваемых архитектурных символов Солигорска — это стела, расположенная у въезда в город со стороны Второго рудоуправления. Символизм, зашифрованный в этом памятнике, очевиден: кристаллы сильвинита, служащие качественным плодородным удобрением, — отличная основа для богатого урожая.
19. Статуя «Человек пшеницы», Werribee Park Mansion, Австралия
Скульптура трансформируется, когда наступают сумерки, загорается цветной драгоценный камень «урожай» и светится внутри скульптуры. Эта работа включает в себя солнечные технологии и полностью автономна, перезаряжается в дневное время и переливается ночью, окружая и очаровывая нашего товарища светлячками или феями — возможно, это его награда?
Мотив урожая и неразрывная связь с землей остроумно признаны в этой скульптуре, наполненной радостью, сочувствием и восхитительной чувственностью.
Награда товарищей Уильяма Эйхольца.
Лауреат Национальной премии скульптуры Хелен Лемприер в 2005 году.
20. «Ceres — богиня земледелия, урожая и плодородия», г. Версаль, Франция
Версальский дворец был резиденцией королей Франции Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI. Король и двор постоянно проживали там с 6 мая 1682 года по 6 октября 1789 года, за исключением нескольких лет Регентства.
В римской мифологии Ceres — богиня земледелия, урожая и плодородия.
Она связана с греческой богиней Деметрой.
21. Музей Белой пшеницы (Milli «Ak bugdaý» muzeýi), г. Аннау, Туркменистан
Национальный музей Туркменистана, расположенный в городе Аннау, административном центре Ахалского велаята. Единственный в мире музей пшеницы.
Музей был построен в 2005 году турецкой компанией «Полимекс» на месте, где в 1904 году, возглавляемая американцем Рафаэлем Пумпелли археологическая экспедиция нашла зерна пшеницы, чей возраст составил 5 тыс. лет.
В музее хранятся обнаруженные в 1904 году зёрна пшеницы, возрастом 5 тысяч лет, каменные зернотерки (II тыс. до н. э.), ручные мельничные жернова (III-II тыс. до н. э.), маслобойка для отжима масла из зерен кунжута, статуэтки богинь плодородия (Намазга депе, IV тыс. до н. э.), бронзовая мотыга (II тыс. до н. э.), наконечник стрелы, бронзовый нож (III-II тыс. до н.э), фрагменты керамической посуды с монохромным и полихромным рисунками. Керамические изделия представлены хумами (кувшины больших размеров), кувшинами для воды, масла (голча), глазурованными кувшинами для туркменского напитка — чала, мелкой посудой хозяйственного назначения (пиалы, блюда, вазы для фруктов и для цветов, флаконы для ароматических масел, духов, лекарственных средств). В музее находятся предметы ручной работы и выполненные на гончарном круге, без рисунка и с нанесенным геометрическим или растительным узором, глазурованная и частично глазурованная, штампованная керамика. В экспозиции также представлены орудия труда и домашняя утварь XIX-XX веков: деревянные плуги с металлическими сошниками, медные чайники, кумганы, самовары, ножницы для стрижки овец, орудия труда кузнецов, ювелиров, фрагменты ткацкого станка. Дополнением к музейному собранию служат снопы пшеницы тех сортов, что считаются достижениями современных селекционеров.
22. Памятник хлебу в Исфахане, Иран
23. Скульптура «Стебли пшеницы», г. Джидда, Саудовская Аравия
Скульптура «Стебли пшеницы», выполненная из стали и бронзы, была разработана известным египетским художником-скульптором Салахом Абдул Каримом, когда город Джидда поручил ему создать произведения искусства для украшения городского пейзажа в конце 1970-х и 1980-х годах. Это одно из многих произведений, вдохновленных стихами из Священного Корана: «Подобие тех, кто тратит свое богатство на путь Бога (Аллаха), подобно подобию нового зерна кукурузы, которое прорастает по семь колосьев, и у каждого уха есть сгоревшие зерна. Бог (Аллах) дает многократное увеличение, кому пожелает. И Бог (Аллах) самодостаточен для нужд Своих созданий, Всеведущий» (Священный Коран 2: 261).
Стих можно увидеть на основании скульптуры. Скульптура занимает видное место вдоль набережной Джидды, которая проходит вдоль Красного моря.
24. Мемориал Пшеничной Промышленности (Скульптуры Вех), Австралия
«Скульптуры Вех» отмечают значимость пшеничной промышленности в районах Кутамундры и Валлендбена. Это район, где выращивают одни из лучших в стране высококачественных зерновых культур, отмеченных наградами.
Скульптуры сделаны из литого бетона и используют узоры, которые представляют стебли пшеницы, вырезанные из сжатого волокнистого цемента, окрашенные в мягкий цвет пшеницы. Каждая скульптура увенчана акриловой панно, инкрустированной мотивом огромной головы пшеницы.
Волоконная оптика использовалась для освещения скульптур, делая их видимыми от заката до рассвета. Ночью можно увидеть зеленый и золотой цвета, которые имитируют цикл роста и тонкое движение плотного урожая пшеницы.
25. «Пшеничная шоковая скульптура», г. Эллинвуд, штат Канзас, США
Эти металлические скульптуры установлены на световых столбах в Эллинвуде, Канзас.
26. Пшеница — символ плодородия земли и сельского хозяйства.
Зерна и колосья пшеницы символизировали богатство и жизнь, предохраняли человека от порчи. В христианском искусстве пшеница символизирует хлеб причастия в соответствии со словами Спасителя на Тайной вечере: «Сие есть тело Мое». Сноп пшеницы часто использовался в геральдике под названием «гарб» (от фр. gerbe — сноп).
27. «Сноп пшеницы» Ф. Звездин
Немалый интерес представляет произведение Ф. Звездина «Сноп пшеницы», созданное им в 1840-х годах — пример декоративной уральской пластики. Однако смысл и значение этого произведения нам представляется более глубоким, чем его декоративное значение. Сноп созревшего хлеба был для русского человека олицетворением богатого урожая, успешного начала полевых работ.
Могучий бронзовый сноп прочно и весомо стоит на земле, как огромный и прекрасный букет, распустившись в разные стороны спелыми сочными колосьями.
Скульптор исходит из красоты цельной пластической массы, приобретающей образный смысл: ее цельность, тяжеловесность, ощутимая весомость и создает как раз впечатление могучей силы снопа, налитого соками земли и еще сохраняющего жар лучей солнца. В этом мотиве — мысль о спелости налитого зерна и пластическая необходимость: узкий небольшой просвет между свисающими колосьями и основной массой лишь подчеркивают красоту снопа.
28. Книги, страницы которых посвящены пшенице
«Золото и серебро, — говорили в старину, всего лишь металлы. Рожь и пшеница — сама жизнь». Голод, пожалуй, самое страшное испытание для человека. Голодный человек способен на самые крайние поступки. Хлеб всегда считался не только богатством, но и силой страны. Книга о том, как люди постигали тайны хлебного зернышка, как зерно становится хлебом. Для младшего школьного возраста.
29. Цитаты о пшенице
30. Атрибутика пшенице
Пшеница символизирует хлеб, сытость, аграрный сектор, хлебобулочные изделия, жизнь, национальное богатство, гарантию продуктовой безопасности. Пшеницу, картину колосьев пшеницы можно увидеть в гербах тех или иных стран. Также пшеница символизирует изобилие и труд. Пшеничные колосья были составляющими герба СССР, что также указывало на сельскохозяйственную направленность данной страны, а также богатство и обильность плодородных земель в СССР.
Колосья пшеницы мы можем увидеть на эмблеме Аграрной партии России, гербах районов Оренбургской области, славящейся своими уникальными сортами твёрдой пшеницы, а также на других гербах, некоторых европейских стран, например. Везде эта символика ассоциирует свой субъект с сельскохозяйственным производством, пшеницы в первую очередь.
Внизу рисунок герба Республики Узбекистан, где можно наблюдать колосья пшеницы.
31. Марки из различных стран, с изображением пшеницы
В качестве эпилога, напомним, что пшеница — самая древняя и распространенная культура на земном шаре. Эта зерновая культура большинства стран мира, возделываемая от северных полярных районов до южных пределов пяти континентов. Пшеница — важнейшая продовольственная культура: ее потребляет в пищу свыше половины населения земного шара, среди зерновых она занимает ведущее место по занимаемым площадям и валовому сбору зерна, который составляет почти половину урожая зерновых культур. Многовековая история человечества неразрывно связана с возделыванием пшеницы и наш обзор охватывает лишь небольшую часть влияния этого вида зерновых на мировую культуру.