27-28 октября в сочинском отеле Sea Galaxy Hotel Congress & Spa прошел IV сельскохозяйственный форум «Плоды и овощи России - 2022». Руководители и ведущие специалисты в живом формате во время нескольких сессий, круглых столов и деловых перерывов обсудили состояние российских секторов садоводства и овощеводства закрытого и открытого грунтов.
Марина Подгорная, к. б. н., заведующая лаборатории защиты и токсикологического мониторинга многолетних агроценозов ФГБНУ СКФНЦСВВ рассказала об основных болезнях и вредителях плодовых насаждений юга России в вегетацию 2022 года.
Успех плодоводческой и овощеводческой деятельности в нашей стране во многом зависит от погодных условий. Как отметила специалист, в последние годы участились опасные явления и стрессовые ситуации, в частности, повышения и понижения температур, увлечение количества осадков, в том числе дождей с градом, о чем свидетельствуют многолетние данные гидрометеорологической службы. При этом имеющиеся сведения были актуальны как тогда, так и в настоящее время.
В 2022 году изменения погодных условий можно было наблюдать в большинстве регионов РФ, в том числе и в Краснодарском крае, где в этом году фиксировалась аномально теплая зима, с отклонением от нормы температур, большим количеством осадков, холодный март в период начала сокодвижения и возобновления роста плодовых деревьев, теплый апрель и аномально холодный май (низкая температура окружающей среды в мае ни разу не фиксировалась в Краснодарском крае за всю историю метеонаблюдений).
Традиционные фунгицидные обработки, которые проводятся в весенний период, на фоне аномально низких температур воздуха показали свою неэффективность, что, по признанию специалиста, привело к возникновению одной достаточно серьезной проблемы – паршой яблони.
В плодовых насаждениях юга России в настоящее время наблюдаются:
В текущем году отмечалась инвазия новых видов, которые начали широко встречаться и повсеместно распространяться в Краснодарском крае.
Всего в крае существует четыре поколения данного полифага. Первое поколение развивается в стволах деревьев, три последующих поколения наносят существенный вред плодам.
В чем заключается вредоносность двухполосой огневки-плодожорки?
Динамика лёта вредителя приходится преимущественно в период сбора урожая, когда мероприятия по защите плодовых насаждений против той же яблонной плодожорки фактически проведены, наступает пик лёта двуполосой огневки-плодожорки. На яблонях раннего срока созревания провести дополнительную обработку против данного вредителя уже нет возможности, единственное, что остается делать – увеличивать количество обработок на яблоне зимних сроков созревания, работая фунгицидами в конце сентября и даже в начале октября.
Самая большая проблема, по мнению Марины Подгорной заключается в том, что инсектицидов, разрешенных к применению на территории РФ, с коротким сроком ожидания фактически нет. В свою очередь микробиологические препараты, контролирующие численность яблонной плодожорки, являются неэффективными в отношении двухполосой огневки-плодожорки.
Увеличение численности коричневого мраморного клопа пришлось на период проведения олимпиады, когда на территорию края были завезены большие партии декоративных растений. Полифаг является вредителем плодовых и овощных культур.
В Абхазии, к примеру, клопа собирают вручную, на что специалист ответила, что сделать это в Краснодарском крае было бы физически невозможно на фоне чрезмерно большой численности вредителя.
Подгорная скептически высказалась по поводу введенной в работу программы «Сатурн», которая стала полноценно функционировать уже с 1 сентября текущего года.
При этом полностью отсутствует возможность использования против вредителей препаратов, не зарегистрированных в Госреестре.
«Я, если честно, не совсем понимаю как в рамках санкций еще и вводить такую программу», — посетовала специалист.
Яблонная стеклянница – новый для юга России вредоносный объект, который ранее встречался на плодовых деревьях в Центрально-Черноземной зоне. Вредитель повреждает стволы деревьев, что в перспективе может спровоцировать полную их гибель.
Вредитель одинаково был распространен в 2022 году как на семечковых, так и на косточковых культурах. По признанию эксперта, вредоносность кровяной тли с каждым годом будет только увеличиваться.
Кровяная тля и яблонная стеклянница являются основной проблемой питомников.
Повышение температуры воздуха приводит к усилению агрессивности патогенов, появились более агрессивные расы ржавчины, усилилась агрессивность возбудителей монилиоза плодовых культур грибов Monilinia fructicola, M.laxa, M.cinerea.
Установлено, что основными факторами, способствующими распространению Stigmina carpophila, возбудителя одного из доминирующих заболеваний косточковых культур – клястероспориоза являются температура воздуха и влажность.
Два года отмечается умеренное развитие клястероспориоза, связанное с неблагоприятными условиями для патогена в весенний период. Более важным моментом специалист отметила тот факт, что последние пять лет у клястероспориоза идет конкуренция с некротической кольцевой пятнистостью косточковых (Prunus necrotic ring spot virus).
Некторическая кольцевая пятнистость, которую зачастую путают с кольцевым клястероспориозом, наблюдается абсолютно на всех косточковых в последние пять лет.
И очень часто садоводы задают вопрос: «Мы сделали все мероприятия, необходимые для борьбы с клястероспориозом, но результат нулевой». На что эксперт сетует, что на сегодняшний день в списке разрешенных препаратов практически отсутствуют продукты противовирусного действия. Для контроля этого патогена в систему защиты следует включать медьсодержащие и йодсодержащие препараты, препараты группы ТМТД.
В последние годы увеличиваются площади сливы, пораженные шаркой (оспой). Заболевание приводит к ухудшению качества и уменьшению количества плодов, преждевременному осыпанию, что в итоге приводит к необходимости выкорчёвки зараженных деревьев.
В последнее время отмечается появление шарки на плодах черешни – подтвердить заболевание на черешне удалось благодаря пцр-анализам.
С 2018 по 2020 гг. отмечался ежегодный ранний вылет G. funebrana, G.molesta, яблонной (Cydia pomonella) плодожорок после зимней диапаузы. В 2021-2022 гг. низкие температуры ранневесеннего периода сдержали вылет первых экземпляров перезимовавшего поколения, единичные бабочки на ловушках отмечены 22-24 апреля, что соответствует среднемноголетним данным.
Набор суммы эффективных температур (СЭТ) к этой дате составил – 39,9оС, таким образом фиксируется смещение сроков вылета плодожорок в период с более низкими параметрами СЭТ.
В последнее время наблюдается увеличение агрессивности и вредоносности всех видов плодожорок. Причем наибольшая агрессивность – у третьего поколения.
Восточная плодожорка традиционно являлась вредителем персика и нектарина, однако в этом году наблюдались повреждения всех семечковых и всех косточковых культур. При этом повреждения фиксировались не только на плодах, но и на побегах семечковых культур.
Лёт вредителя ранний, в предыдущие годы фиксировался уже с 4 апреля.
Сливовая плодожорка – доминирующий вредитель косточковых культур (слив, алычи, персика и нектарина). Тенденция вредоносности у данного вида аналогична другим вредителям.
Специалист отметила важность включения в Госреестр препаратов с коротким периодом ожидания после проведенной обработки. Согласно нормативам, последняя обработка плодовых насаждений проводится за 20 дней до съема урожая.
В садах Краснодарского края из сосущих вредителей самыми вредоносными являются различные виды клещей. Несмотря на то, что в регионе распространены красный плодовый, обыкновенный паутинный, боярышника и бурый плодовый клещ, доминирующими являются обыкновенный паутинный и красный плодовый клещ.
Традиционно доминирующим вредителем в первой половине вегетации являлся красный плодовый клещ, которого впоследствии вытеснял обыкновенный паутинный клещ. Однако в 2022 году фиксировалась полностью противоположная ситуация – два вредителя вышли в сады одновременно в начале апреля. При этом красный плодовый клещ вытеснил обыкновенного паутинного клеща. По наблюдениям специалиста, большое количество красного плодового клеща ушло на зимовку, что уже является проблемой следующего сезона для садоводов.
В настоящее время отмечается сдвиг чувствительности практически всех акарицидов, особенно к красному плодовому клещу.
Полностью «овощными» вредителями являются трипсы, которые активно повреждали садовые насаждения в этом сезоне. 90% выявленных в садах в 2022 году трипсов, относились к западному цветочному трипсу.
В этом году по сравнению с 2021-м погодные условия были благоприятными для снижения численности вредителя.
Следующий объект, с которым столкнулась отрасль садоводства в Краснодарском крае – вспышка лугового мотылька – традиционного для зернобобовых и масличных культур вредителя. Однако в этом году в регионе фиксировался серьезный ущерб на молодых насаждениях в питомниках, расположенных в непосредственной близости от сельскохозяйственных полей, на которых выращивалась кукуруза либо подсолнечник. Основные повреждения деревьям наносили гусеницы лугового мотылька.
Совка-гамма и хлопковая совка в прошлые годы не относились к доминирующим вредителям плодовых культур. Хлопковая совка всегда присутствовала в агроценозах, однако она в основном повреждала однолетние побеги в молодых садах. В этом же году совка повреждала плоды, особенно на нижних ярусах деревьев в период недостатка влаги.
В 2022 году в регионе зафиксировано впечатляющее количество стволовых вредителей, одним из самых опасных специалист назвала заболонника (короеда) западного, который повреждает преимущественно здоровые саженцы.
Серьезной проблемой в крае эксперт назвала бактериозы, ранее поражающие преимущественно грушу, сейчас – яблони и все косточковые культуры. Причем в этом сезоне бактериозы фиксировались на насаждениях в «тандеме» с фузариозом.
В этом сезоне отмечалось массовое распространение корневого рака (преимущественно в питомниках). И если раньше бактериальное заболевание было прерогативой преимущественно семечковых садов, то в этом году корневой рак отмечался на косточковых и орехоплодных насаждениях.
Фузариозные и фитофторозные корневые гнили также фиксировались в сезоне-2022, причем именно в питомниках. Особенно их распространенность регистрируется в последние пять лет. Сегодня буквально единичные саженцы не имеют признаков присутствия патогенов фузариоза и фитофтороза.